Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 ноября 2011 года Няганский городской суд ХМАО-Югра в составе: Председательствующего судьи : Беца Г.Д. секретаре: Балабановой Ю.Н. При участии представителя истца Зикранец Г.В. Ответчиков в лице представителя Бутенко Н.Ы. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зикранец Н.Д. к Департаменту социального развития <данные изъяты>, Управления социальной защиты <данные изъяты> о признании отказа в присвоении звания « Ветеран труда» незаконным У С Т А Н О В И Л Истец предъявил иск к ответчикам о признании отказа в присвоении звания « Ветеран труда» незаконным В обосновании иска пояснил следующее. Дата он обратился с заявлением в Управление социальной защиты <данные изъяты> и Департаменту социального развития <данные изъяты> о присвоении ему звания «Ветеран труда» и им были предоставлены следующие документы: трудовая книжка, удостоверение к знаку «Победить социалистического соревнования 1976 г», что подтверждается выпиской о получении указанных документов. На данное заявление им получен отказ Департамента социального развития <данные изъяты> № об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» так как знак «Победитель социалистического соревнования 1976 года» не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, имеющих право на присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103. Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям: В Дата он по месту работы в <данные изъяты> был награжден знаком «Победитель социалистического соревнования» за заслуги и достижения в труде, что подтверждается выданным удостоверением и записью в его трудовой книжке. Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предусмотрено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденными орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Других условий присвоения этого звания федеральное законодательство не содержит. Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В связи, с чем просил признать отказ Департамента социального развития <данные изъяты> и управления социальной защиты населения <данные изъяты> незаконным и обязать выдать ему удостоверение «Ветеран труда». Дело просил рассмотреть без его участия, о чем представил письменное заявление с представлением его интересов Зикранец Г.В. Представитель истца на исковых требованиях настаивала, поддержав мотивировочную часть искового заявления. Ответчики в лице их представителя иск не признали, пояснив суду, что отказ истцу был основан на Постановлении Правительства Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2005 года за № 103,в перечень которого не включены награды в виде знака Победителя социалистического соревнования, дающих право на получения звания « Ветеран труда» Представили письменное возражение на иск с нормативным обоснованиям по возражениям. Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и по материалам дела истец в Дата по месту работы в <данные изъяты> был награжден знаком « Победитель социалистического соревнования 1976 года» за заслуги и достижения в труде, что подтверждается удостоверением (ксерокопия в материалах дела.) и записью в трудовой книжке (ксерокопия в материалах дела) Дата он обратился с заявлением в Управление социальной защиты <данные изъяты> и Департамент социального развития <данные изъяты> о присвоении ему звания « Ветеран труда», но получил отказ Департамента социального развития <данные изъяты> поскольку указанный знак « Победитель социалистического соревнования 1976 года не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания « Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства автономного округа о 06.06.2005 года за № 103. В судебном заседании представитель ответчиков возражал против иска по указанным основаниям. Вместе с тем федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, закрепляет для Российской Федерации в целом, круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Пункт 4 статьи 7 данного федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года за № 103-п. утвержден перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, в список которого награждение работника Знаком « Победитель социалистического соревнования « не внесен, что и явилось основанием к отказу истцу в присвоении ему звания « Ветеран труда» Между тем, в силу п.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом При этом в силу ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1). Следовательно, по смыслу приведенных конституционных положений, в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 1 декабря 2005 года N 521-О и от 2 февраля 2006 года за N 56-О, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Такие законы, согласно ч.5 статье 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, в том числе имеющих трудовые заслуги перед обществом и государством, должно соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе права на социальное обеспечение, недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты. На обязанность законодателя соблюдать названные принципы неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 1 марта 2007 года N 129-О-П и от 17 июля 2007 года N 624-О-П). Аналогичное изложено в Постановлении Президиума суда ХМАО-Югра в соответствии, с которым суд отмечает, что Постановление Правительства автономного округа от 06.06.2005 года за № 103-п утверждая порядок и условия присвоения звания « Ветеран труда» как законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Федерального закона « О ветеранах» в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания « Ветеран труда», гарантированного федеральным законом. (Постановление № 44-г-11\2010 президиума суда ХМАО-Югра) Как видно из материалов дела и установлено судом истец Дата обратился в орган социальной защиты населения <адрес> с заявлением о выдаче ему удостоверения "Ветеран труда". При этом он представил документы, подтверждающие необходимый трудовой стаж для присвоения звания "Ветеран труда", и удостоверение к знаку "Победитель социалистического соревнования 1976 года", которым был награжден от имени Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР и ЦК профсоюза рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности, т.е. от имени указанного ведомства и, следовательно, данное награждение истца является ведомственным знаком отличия в труде и соответствует действующему законодательству. В связи с чем, принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца о присвоении звания "Ветеран труда", ответчики в лице Департамента социального развития <данные изъяты> и управления социальной защиты по <данные изъяты>, руководствуясь принятым Постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года, приняли ошибочное решение, поскольку в силу ч.5 ст.76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации действует федеральный закон. В данном случае ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" в соответствии, с которым, ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. На момент подачи заявления в Управление социальной защиты населения <данные изъяты> и в последующем в Департамент социального развития <данные изъяты> истец имел ведомственный знак отличия в труде « Победитель социалистического соревнования 1976 года и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости, в связи, с чем основания для отказа ему присвоения звания ветеран труда отсутствовали. С учетом изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПКРФ, суд Р Е Ш И Л Признать отказ Департамента социального развития <данные изъяты> и Управления социальной защиты населения <данные изъяты> в присвоении Зикранец Н.Д. звания « Ветеран труда» незаконным. Обязать Управление социальной защиты населения <данные изъяты> оформить и выдать Зикранец Н.Д. удостоверение « Ветеран труда» Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа в течение 10 дней. Судья Г.Д.Беца