об обжаловании решения УФМС об отказе в постановке на регистрационный учет



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       03 февраля 2012 года                                                                       г.Нягань

    Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе: председательствующего судьи Тарасовой Г.Е.,

при секретаре Агаевой Т.В.

с участием заявителя Досмухамбетова А.А.

представителя отделения Управления Федеральной миграционной службы России по ХМАО-Югре в г.Нягань Ляпина Д.М.

представителя Администрации города Нягани Иванова М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Досмухамбетова А.А. об оспаривании решения начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы России по ХМАО-Югре в городе Нягани и Администрации города Нягани об отказе в регистрации по месту фактического проживания

УСТАНОВИЛ:

           Досмухамбетов А.А. просит признать незаконным решение начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы России по ХМАО-Югре в г.Нягань ( далее УФМС) и Администрации города Нягани об отказе в регистрации по месту фактического проживания по адресу: <адрес> В обоснование требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ он освободился из мест лишения свободы и приехал жить в г.Нягань к матери и брату, проживающими по выше указанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФМС с заявлением о регистрации по месту фактического проживания, но получил отказ, мотивированный тем, что ему нужно обратиться в Администрацию города Нягани для признания вагона жилым помещением и права пользования данным жилым помещением.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Администрацию города Нягани и ДД.ММ.ГГГГ года получил ответ, что вагоны приспособленные под жилье не относятся к жилому фонду, в связи с чем его регистрация по месту жительства матери невозможна.

     Заявитель просит признать отказ УФМС и Администрации города в регистрации заявителя по месту фактического проживания незаконными, устранить нарушенные права заявителя обязав УФМС и Администрацию г.Нягань разрешить регистрацию по месту фактического проживания заявителя.

      В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, суду пояснил, что правоустанавливающие документы на вагон отсутствуют как и большинства жителей, проживающих в вагон\гордке, но мать и брат зарегистрированы в вагоне с ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие регистрации препятствует заявителю трудоустроиться либо встать на учет в центр занятости, в связи с чем он вынужден жить на пенсию матери.

      Представитель УФМС Ляпин Д.М. требования заявителя не признал, суду пояснил, что для регистрации по месту жительства кроме заявления и ходатайства от БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис» каких-либо правоустанавливающих документов на вагон заявитель не предоставил. В связи с чем ему было рекомендовано представить такие документы либо обратиться в соответствующие органы для признания вагона жилым помещением     для регистрации в вагон.

        Представитель Администрации г.Нягани Иванов М.В. требования     заявителя не признал ссылаясь на то, что в полномочия Администрации города Нягани не входит регистрация граждан по месту жительства. Кроме того, у заявителя отсутствуют документы, являющиеся основанием для регистрации. Отказ в трудоустройстве или постановке на учет в центре занятости в связи с отсутствием регистрации заявитель может обжаловать в судебном порядке.

           Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, орана местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

           В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1«О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратится к должностному лицу, ответственному за регистрацию с заявлением установленной формы. При этом вместе с заявлением регистрирующему органу предоставляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

         В силу ст. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержденного приказом ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208) для регистрации по месту жительства гражданин предоставляет лицам, ответственным за регистрацию:

      документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для заселения в жилое помещение (заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающая наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно одного из перечисленных документов.

         В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в УФМС     с заявлением о регистрации по месту жительства матери: <адрес>». Кроме заявления и ходатайства от БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис» каких - либо других документов, в том числе правоустанавливающих     документов на вагон заявителем не были предоставлены. В связи с чем заявителю было рекомендовано представить документы на вагон, либо обратиться в соответствующие органы для признания вагона жилым помещением.

           В силу ст. 1 Закона РФ от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» к жилищному фонду до 01 марта 2005 года относились иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

       В редакции ст. 54 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшей до 01.04.1995года, вселение в жилое помещение осуществлялось в разрешительном порядке, т.е. действовал институт прописки.

       Следовательно, те граждане, которые были зарегистрированы в вагонах, балках до 01 апреля 1995 года, приобрели право пользования на условиях социального найма жилым строением (балком) принадлежащим государству (ст.5 ЖК РСФСР). Если граждане зарегистрированы в балках после 01 апреля 1995 года и данное строение в установленном законом порядке не признано пригодным для проживания, такое строение является самовольной постройкой в понятийном аппарате ст.222 Гражданского Кодекса РФ и не может являться объектом гражданских прав.

         С 01 марта 2005 года вступил в силу Жилищный Кодекс Российской Федерации.

         Перечень жилых помещений установлен в статье 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации, это: жилой дом, его часть, квартира или часть таковой, комната.

         Соответственно, к жилым помещениям в смысле требований закона не могут быть отнесены вагоны, балки, самовольно возведенные строения, проживание в которых не порождает никаких прав.

        В соответствии с ч. 3 ст.15 Жилищного Кодекса РФ порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами

        Согласно Постановлению Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением осуществляется Межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления. Признание помещения пригодным для проживания подтверждается заключением Межведомственной комиссии.

      Из материалов дела видно, что мать заявителя и его брат     зарегистрированы в вагоне ДД.ММ.ГГГГ соответственно, однако, документы, являющиеся основанием для вселения и регистрации в этот вагон, либо заключение Межведомственной комиссии о признании вагона жилым помещением заявитель в УФМС не предоставил.

       Проживание и регистрация в вагоне матери и брата заявителя не являются обстоятельствами, влияющими на статус помещения и основанием, дающим право на регистрацию по месту проживания, поскольку право пользования жилым помещением должно подтверждаться наличием соответствующих документов.

        В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего и права и свободы гражданина не были нарушены.

       Учитывая, что заявитель не представил правоустанавливающие документы на вагон, как на жилое помещение, при таких обстоятельствах у УФМС не возникло обязанности по регистрации его регистрации по месту фактического проживания.

        Отказ в регистрации по месту проживания при не предоставлении необходимых документов не противоречит Конституции РФ, в частности в силу допустимости ограничений, установленных законом в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ.

         Администрация города Нягани в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1«О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах Российской Федерации»

не является органом, уполномоченным осуществлять регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания.

        Утверждения заявителя, что отсутствие регистрации препятствует ему трудоустроиться или встать на учет в центре занятости      в качестве безработного, ничем не подтверждены. Кроме того указные обстоятельства не имеют значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку отказ в трудоустройстве заявитель может обжаловать путем подачи соответствующего заявления в суд в общем порядке.

           Руководствуясь ст.254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Заявление Досмухамбетова А.А. о признании незаконным решения начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре в г.Нягань и Администрации города Нягани об отказе в регистрации по адресу: г<адрес> оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ханты-Мансийский окружной суд через Няганский городской суд в течение месяца со дня приятия решения суда в окончательной форме.

        Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2012 года.                

Судья                                                                                                    Г.Е. Тарасова