о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма и предоставлении жилого помещения



        Дело №2-111/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2012г.                г.Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.

С участием заместителя прокурора г.Нягань Брюхиной Н.В.

С участием истицы Игнатенко ...

представителя ответчика администрации г.Нягань Балаевой .... действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

представителя третьего лица казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «С.» Даутовой ... действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

При секретаре Ермоченко И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Нягани в защиту интересов Игнатенко ... к Администрации города Нягани о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма и предоставлении жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Нягань в защиту интересов Игнатенко .... обратился в суд с иском к администрации города Нягань о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма и предоставлении жилого помещения.

Просит обязать Администрацию города Нягани поставить гражданку Игнатенко ..., на учет лиц, относящихся к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже социальных норм.

Возложить на Администрацию города Нягани обязанность предоставить гражданке Игнатенко ... вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 12 кв. метров жилой площади жилого помещения и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам и правилам.

Свои требования мотивировали тем, что в прокуратуру г.Нягань поступило заявление от Игнатенко ... в котором заявитель указывает свою нуждаемость в жилом помещении. По результатам проверки было установлено следующее, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Нягани и И., И., Ш., И., И., И., Игнатенко ..., И., И. заключен договор передачи (приватизации) в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> состоящего из 6-ти комнат, общей площадью <данные изъяты>., жилой площадью <данные изъяты>. Игнатенко ... является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на указанное жилое помещение.

Постановлением Главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетних Игнатенко ...., И., И.., И., И. в Няганскую школу-интернат (<адрес>)» Игнатенко ... была определена в Няганскую школу-интернат на полное государственное обеспечение.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко ... находилась в учреждении для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко ... отчислена из состава воспитанников муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «С.» в связи с достижением совершеннолетия.

В связи с наличием <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, гр-ка Игнатенко ... не была поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, органами местного самоуправления муниципального образования города Нягани., жилое помещение не предоставлялось.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В ст.22 Закона ХМАО-Югры от 08.06.1998г. №38-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе» (в редакции на дату отчисления Игнатенко ... из учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) предоставляемое гражданам жилище должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и предоставлено в размере от 18 (но не менее 12 кв.м жилой площади на одного человека) до 22 кв.м общей площади на одного человека, а одиноко проживающим гражданам возможно и выше установленной социальной нормы общей площади жилища, но не более площади однокомнатной квартиры.

В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> согласно поквартирной карточке проживало 9 человек, следовательно, обеспеченность каждого из вышеперечисленных лиц жилой площадью составляла 8,5кв.м.

В настоящее время обеспеченность жилой площадью на каждого проживающего в жилом помещении еже уменьшилась, т.к. в жилом помещении проживают 13человек.

В судебном заседании заместитель прокурора г.Нягань на исковых требованиях настаивала, пояснила, что на момент окончания учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей Игнатенко ... должна была быть поставлена на учет детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что обеспеченность жилым помещением составляла 8,5кв.м. на одного человека.

Истица Игнатенко ... поддержала исковые требования прокурора.

Представитель ответчика Администрации г.Нягань исковые требования истца не признает, пояснила, что на 10.07.2004г. на дату отчисления Игнатенко ... из учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей действовал ЖК РСФСР.

Вне очереди жилое помещение предоставлялась гражданам, детям-сиротам ми детям, оставшимся без попечения родителей если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые ранее занимали.

В соответствии со ст.8 федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г.( в редакции, действовавшей на тот период) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении и т.д., обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.149 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст.17 Закона ХМАО от 08.06.1998г. №38-ОЗ (в редакции от 05.07.2004г.) вне очереди жилое помещение предоставляеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в госудсртвенных или муниципальных образовательных учреждениях, стационарных учреждениях социального обслуживания, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Единственным условием вне очереди предоствления жилья, является не возможность возврата жилого помещения. В соответсвии со ст.9 данного Закона нуждающимися в предоставлении жилища признаются граждане имеющие обеспеченность жильем менее 9кв.м. жилой площади, учетная норма, на одного человека. Соответствующие органы осуществляют учет граждан, нуждающихся в жилище. Для принятия на учет гражданин подает заявление, прилагает необходимые документы. Законом установлен порядок регистрации заявления. Согласно ст.23 Закона при получении жилища в домах государственного и муниципального жилищного фондов на условиях социального найма граждане обязаны освободить и сдать жилое помещении, ранее занимаемое ими на условиях социального найма, за исключением случаев предоставления жилья в дополнение к имеющемуся.

Согласно позиции Конституционного суда РФ (определение №446-О от 07.06.2011г.) до введения в действие ЖК РФ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена собственника или нанимателя.

У Игнатенко ... в собственности имелось жилое помещение, поэтому права на внеочередное предоставление жилого помещения в 2004г. она не имела. В настоящее время она может обратиться с заявлением об улучшении своих жилищных условий, если она будет признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истица с заявлением в администрацию г.Нягань не обращалась, отказа не получала. Учетная норма для признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий - 9кв.м. общей площади на одного человека. У истицы учетная норма превышает указанную цифру.

Представитель третьего лица казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «С.» казенного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «С.» поддержала требования прокурора г.Нягани.

Представитель третьего лица Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав заместителя Прокурора г.Нягани, истицу, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Прокурор г.Нягань обратился в суд с иском в интересах Игнатенко ... о постановке на учет детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма и предоставлении жилого помещения.

Просят применять законодательство, действующее на момент отчисления Игнатенко ... из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетних Игнатенко ...., И., И., И., И. в Няганскую школу-интернат (<адрес>)» Игнатенко ... была определена в Няганскую школу-интернат на полное государственное обеспечение.

С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко ... находилась в учреждении для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко ... отчислена из состава воспитанников муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «С.» в связи с достижением совершеннолетия.

Из поквартирной карточки, справки ООО «ЖКХ РКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> было зарегистрировано 8 человек, проживало по факту 7 человек, т.к. И. находилась в КУ «Детский дом «С.» на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 10.01.2003г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании ст.37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ отраженной в определении №746-О-О от 07.06.2011г. указывается, что до введения в действие Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

В судебном заседании установлено, что у истицы Игнатенко ... на 10.07.2004г. имелось в собственности жилое помещение в виде 1/9 доли в праве, что соответствовало14,27кв.м. общей площади.

В соответствии со ст.9 Закона ХМАО от 08.06.1998г. №38-ОЗ ( в редакции от 05.07.2004г) основанием для постановки на учет нуждающимся в жилище признаются граждане, имеющие обеспеченность жильем менее 9 кв.м жилой площади (учетная норма) на одного человека.

В судебном заседании установлено, что жилая площадь квартиры д. <адрес> составляет 76,7кв.м.

На 10.07.2004г. в жилом помещении было зарегистрировано 8 человек, по факту проживало 7человек, обеспеченность жилым помещением составляет 76,7:8=9,58кв.м., что превышает учетную норму, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии со ст. 51 ч. 1 п. 2 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно решения Думы города Нягани от 21 апреля 2006 года № 23 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения составляет 9 кв.м. общей площади жилого помещения.

В силу ст. 52 ч. 1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно ст. 57 ч. 1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Таким образом, граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по заявлению, поданному в орган местного самоуправления. Для постановки на учет необходимы документы, подтверждающие право гражданина на признание его нуждающимся в жилом помещении (ст. 52 ч. 3, ч. 4 Жилищного кодекс РФ).

Пункт 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ в системном единстве с ч.1 данной статьи, а также ч.2 ст.49, ст.51, п.1 и 3 ч.2 ст.57ЖК РФ предусматривают внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, признанными в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Игнатенко ... не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию г.Нягань не обращалась.

Учитывая, что истица являются собственником 1/9 доли в праве на 6-комнатную квартиру общей площадью 128,5 кв.м., обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи на каждого собственника составляет 14,27кв.м., на каждого пользователя - 9,88кв.м. (128,5:13), т.е. более учетной нормы.

Таким образом суд приходит к выводу, что на период отчисления Игнатенко ... в 2004г. не было оснований для признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.к. имелось закрепленное жилое помещение, норма жилой площади превышала учетную норму, необходимую для постановки на учет в качестве нуждающейся, так и на сегодняшний день истица не может быть признана нуждающейся в улучшении жилого помещения, т.к. обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает учетную норму, необходимую для постановки на учет в качестве нуждающейся.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурору города Нягани в защиту интересов Игнатенко ... к Администрации города Нягани о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма и предоставлении жилого помещения- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ханты-Мансийского окружного суда через Няганский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.01.2012г.

Судья        Баскова Л.В.