о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2012 года                                                                                 г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клюсовой А.И.

с участием прокурора Евдокимовой М.А.

истца Феденевой И.Н.

представителя ответчика Администрации <адрес> Воробьева Е.В.

представителя управления опеки и попечительства Администрации <адрес> Губина Е.В.

при секретаре Балабановой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-48/2012 по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Феденевой И.Н. к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения

                                             УСТАНОВИЛ

Прокурор после уточнения исковых требований просит обязать Администрацию <адрес> предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 20 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам. При этом мотивирует тем, что одинокая мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, постановлением мэра г Нягань от ДД.ММ.ГГГГ девочка была определена в детский дом «С» на полное государственное обеспечение, после смерти матери истец вместе с братом П. и сестрой Ф. стала сособственником <данные изъяты> доли в праве на жилое помещение <адрес>, впоследствии ДД.ММ.ГГГГ она была отчислена из Детского дома «С». Прокурор полагает, что поскольку истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, площади приходящего на ею долю жилого помещения недостаточно, на момент достижения совершеннолетия и прекращения опеки Феденева И.Н. не была обеспечена соответствующим по норме предоставления площади жилым помещением, то она должна быть обеспечена жилым помещением с учетом нормы.

В судебном заседании помощник прокурора Евдокимова М.А. и истец Феденева И.Н. на указанных требованиях настаивали.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Воробьев Е.Ю. возражал против требований прокурора, ссылаясь на то, что истец не признана нуждающейся в жилом помещении. Считает, что в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закреплённого за ними жилого помещения. Полагает, что в связи с наличием в собственности истца доли на жилое помещения часть 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот ….», предусматривающая право на внеочередное предоставление жилого помещения указанной категории детей не подлежит применению. Ссылался на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель органов опеки и попечительства Губин Е.В. суду пояснил, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, при этом поддержал доводы представителя Администрации <адрес>, возражая против иска.

Представитель третьего лица Д в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о дате и месте рассмотрения дела, заявлением в адрес суда просил рассмотреть дело без их участия, требования прокурора поддержал.

Выслушав прокурора, истца Феденеву И.Н., представителя ответчика, представителя управления опеки и попечительства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела истец относится к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Феденева И.Н. находилась на полном государственном обеспечении в муниципальном образовательном учреждении детском доме «С».

После прекращения пребывания в детском доме «С» и достижения истцом совершеннолетия в ДД.ММ.ГГГГ опека в отношении истца была прекращена, в связи с наличием у Феденевой И.Н. <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение <адрес>. истец не была включена в реестр детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и жилое помещение ей не предоставлялось.

При этом сособственниками жилого помещения являются <данные изъяты> П. и <данные изъяты> Ф., зарегистрированные в квартире общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. жилая <данные изъяты> кв.м.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления        площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов.

Как видно из решения Думы г. Нягани № 23 от 21 апреля 2006 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» , действовавшего на момент прекращения опеки над истцом и решения Думы города Нягань № 138 от 28.10.2011 г. «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» действующего в настоящее время, в г. Нягани установлена норма предоставления жилого помещения в муниципальном жилом фонде по договору социального найма -12 кв.м. на одного члена семьи из двух и более человек и 20 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Как установлено в ходе рассмотрения дела на момент выпуска истца из состава воспитанников детского дома «С» в ДД.ММ.ГГГГ её обеспеченность жилой площадью составляла <данные изъяты> кв.м., что ниже установленных социальных норм.

При этом в жилом помещении зарегистрированы и являются собственниками <данные изъяты> П. и <данные изъяты> Ф.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ при прекращении опеки (попечительства) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками жилых помещений, или если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, утрачено, (в данном случае площадь приходящегося на долю истца менее установленной нормы предоставления жилого помещения<данные изъяты>

С учетом изложенного суд не может учесть доводы представителя ответчика, что наличие у истца в собственности <данные изъяты> кв.м. в жилом помещении не порождает у ответчика обязанности предоставления жилого помещения.

Целью установления дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из - под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим -установленным требованиям, и исключения отнесения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Формальный подход к толкованию указанных норм закона и применению их на практике в той мере, в какой они ограничивают права выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без лечения родителей, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, е зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью, на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось.

Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Следовательно, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение обеспеченностью на одного проживающего в нем ниже установленных социальных норм, имеют право по окончании по окончании пребывания в образовательном учреждении на получение во внеочередном порядке жилого помещения в дополнение к закрепленному в целях обеспечения их жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20.06.2006 № 60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по представлению социальной поддержки по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числадетей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципального - образования город Нягань на неограниченный срок наделены отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями»

Анализ норм действующего законодательства и указанных обстоятельств дела позволяет суду сделать вывод, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения лежит на Администрации <адрес> и требования прокурора подлежат удовлетворению.

При определении площади жилого помещения, которое, по мнению суда должно быть предоставлено истцу, суд учитывает что истец перестала быть членами семьи сестры и брата, по сути является одиноко проживающим человеком, поскольку последние имеют собственные семьи.

В силу п. 2 решения Думы города Нягань № 138 от 28.10.2011 г. «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» на одиноко проживающего человека предоставляется не менее 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.

                        Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> предоставить Феденевой И.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 20 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

...

Судья                А.И. Клюсова