РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 мая 2012 года г. Нягань Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клюсовой А.И. с участием старшего помощника прокурора <адрес> Сафаровой В.С. представителя Администрации <адрес> Иванова М.В. и Манухина В.В. при секретаре Ткач А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-927/2012 по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта Администрации муниципального образования <адрес> УСТАНОВИЛ Прокурор просит признать недействующим со дня принятия абзац 14 раздела 5 «Механизм реализации программы» долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий гражданпроживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (в редакции постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), в соответствии с которым в случае предоставления жилого помещения по площади, превышающей площадь ранее занимаемого на условиях социальною найма жилого помещения, заключается договор купли-продажи жилого помещения с выплатой гражданином стоимости жилого помещения, предоставленного сверх площади ранее занимаемого жилого помещения, с рассрочкой платежа. При этом прокурор мотивирует тем, что статьями 85, 86, 87, 88 Жилищного кодекса РФ, регулирующими порядок выселения граждан с предоставлением других жилых помещений в связи со сносом дома или признанием жилых помещений непригодными для проживания не предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений на условиях социального найма площадью менее ранее занимаемого жилого помещения, а также предоставления такой категории граждан жилых помещений в собственность по договору купли-продажи. Прокурор полагает, что поскольку постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» утверждена очередность сноса жилых домов, в которую включены дома, признанные аварийными и подлежащие сносу; жилые дома, в которых расположены жилые помещения, признанные непригодными для проживания, то граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма в указанном муниципальном жилищном фонде, должны быть обеспечены органами местного самоуправления жилыми помещениями по договору социального найма. В судебном заседании старший помощник прокурора Сафарова В.С. на указанных требованиях настаивала. Представители Администрации <адрес> Иванов М.В. и Манухин В.В. возражали против требований прокурора, ссылаясь на то, что ни ЖК РФ, ни ГК РФ не содержат запрета на заключение купли-продажи на излишнее предоставленную площадь, заключение договора купли-продажи возможно лишь в случае добровольного изъявления желания граждан на его заключение, при заключении договора купли-продажи оплате подлежит лишь только та часть общей площади жилого помещения, которую гражданин изъявил получить сверх положенной площади. Кроме того, полагают, что ст. 89 ЖК РФ не содержит указаний на обязанность органа местного самоуправления предоставлять гражданину жилое помещение по площади сверх занимаемой им. Свидетель Г. суду показала, что при оформлении договоров купли-продажи жилых помещений с гражданами, переселяемыми из аварийных домов, в случае если предлагаемая площадь жилого помещения превышает ранее занимаемую площадь, граждане фактически будут оплачивать только площадь в части превышения, площадь равнозначная площади ранее занимаемой предоставляется безвозмездно. Также показала, что в настоящее время застройщиками жилья предполагаемого к продаже муниципальному образованию выполнена корректировка планировочных решений жилого дома и в измененном проекте площади предоставляемых квартир должны максимально совпадать с площадью квартир аварийных домов. Выслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Как установлено в ходе рассмотрения дела, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О долгосрочной целевой программе «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (в редакции постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена долгосрочная целевая программа «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года». При этом в абзаце 14 раздела 5 «Механизм реализации программы» долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» указано, что в рамках реализации Программы гражданам предоставляются благоустроенные жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям и нормам, находящиеся в границах муниципального образования <адрес>. При этом, гражданам, проживающим в жилых помещениях признанных аварийными, непригодными для проживания на условиях социального найма, предоставляется жилое помещение на условиях социального найма, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению либо, с согласия граждан, меньшей площади. В случае предоставления жилого помещения по площади, превышающей площадь ранее занимаемого на условиях социальною найма жилого помещения, заключается договор купли-продажи жилого помещения с выплатой гражданином стоимости жилого помещения, предоставленного сверх площади ранее занимаемого жилого помещения, с рассрочкой платежа. Прокурор полагает, что указанный абзац противоречит ст. 85-89 Жилищного кодекса РФ и подлежит признанию недействующим. Однако суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора. В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Согласно п.п.2 и 4 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. В силу абзаца 14 раздела 5 «Механизм реализации программы» долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (в редакции постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) в случае предоставления жилого помещения по площади, превышающей площадь ранее занимаемого на условиях социального найма жилого помещения, заключается договор купли-продажи жилого помещения с выплатой гражданином стоимости жилого помещения, предоставленного сверх площади ранее занимаемого жилого помещения, с рассрочкой платежа. Стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения предоставленного сверх нормы определяется исходя из стоимости приобретения муниципальным образованием жилого помещения во вновь введенных в эксплуатацию жилых домах. В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно ч. 1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи со сносом дома, либо признанием его непригодным для проживания, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В совокупности анализ обстоятельств дела и указанных норм позволяет суду сделать вывод, при выселении из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений в соответствии с Программой фактически площадь равная ранее занимаемой предоставляется гражданам бесплатно, исходя из площади ранее занимаемого помещении, то есть, оплате подлежит лишь часть площади превышающая ранее занимаемую. По мнению суда, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что гражданам <адрес> переселяемым в соответствии с указанной программой предоставляются равнозначные жилые помещения. То обстоятельство, что жилые помещения передаются в собственность, а не в социальный наем не может свидетельствовать об ущемлении прав переселяемых лиц. В силу ст. 671 ГК и ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение передается гражданам во владение и пользование, а при передаче в собственность в соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения, то есть круг его правомочий является более широким по сравнению с социальным наймом. При этом суд учитывает, что при заключении договоров купли- продажи в соответствии с программой «Улучшение жилищных условий отдельных категорий гражданпроживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», граждане оплачивают только площадь, превышающую ранее занимаемую ими, а часть площади, равную ранее занимаемой по договору социального найма Администрацией предоставляется бесплатно. Что касается доводов прокурора о неправомерности предоставления квартир с согласия граждан менее ранее занимаемой площади, то суд также не находит эти доводы убедительными, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Согласно оспариваемого прокурором абзаца 14 программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий гражданпроживающих на территории муниципального образования <адрес>, на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» предоставление гражданину жилого помещения меньшей площади, возможно только лишь в случае, если сам гражданин выразил на это свое согласие. При отсутствии такого согласия жилое помещение меньшей площадью таким гражданам не предоставляется, они могут либо получить (приобрести) жилье большей площадью либо ждать подходящего жилья. Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии противоречий в оспариваемом нормативно-правовом акте с нормами ст.ст. 85, 89 ЖК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Прокурору <адрес> в удовлетворении его требований отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в месячный срок со дня составления мотивированного решения. ... Судья Клюсова А.И