Об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтянного газа



        Дело №2-936/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2012года        г.Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.

С участием помощника прокурора г.Нягань Евдокимовой ...

Представителя ответчика ОАО «Т.» Латышева ... действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

При секретаре Сосенко Н.К.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Т.» об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокуратур в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Т.» об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа. Свои требования мотивировал тем, что ими проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Установлено, что ОАО «Т.» является владельцем лицензии на право пользования недрами ... на добычу нефти и газа в пределах <адрес> лицензионного участка <адрес>

Срок окончания действия лицензии - ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» (с последующими изменениями и дополнениями) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение" рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Меры, направленные на охрану недр обществом не выполняются.

Согласно требований ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В статье 22 указанного закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.

Аналогичные требования закреплены в п. 3 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003г. № 71).

Пунктом 8.1 указанного соглашения, предусмотрено, что владелец лицензии осуществляет разработку настоящего лицензионного участка согласно проектным документам, утвержденным ТКР (ЦКР) в установленном порядке.

Пунктом 1.6 дополнения к Лицензии, являющегося неотъемлимой частью лиценции установлено, что объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации должен быть в объеме не ниже 95%.

Проектным документом предусмотрено, что процент использования растворенного газа по Красноленинскому нефтегазоконденсатному месторождению с 2011г. должен составлять - 95%.

Согласно пункту 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газовые Правила разработки» утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года № 1166-ст, система использования попутного газа, включая объекты утилизации газа, должны обеспечивать уровень его использования не менее 95 %.

Всего за 2011 год в пределах Пальяновского (юго-восточная часть) лицензионного участка Красноленинского нефтеконденсатного месторождения добыто 0,16млн.м 3 попутного нефтяного газа. При этом весь добытый попутный нефтяной газ был сожжен на факельных установках.

Фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа по указанному лицензионному участку в 2011г. составил 0%.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственной системы лицензирования является обеспечение экологических и других интересов населения, проживающих на данной территории, и всех граждан РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012г.», закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95 процентов, а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009г. №7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.

Согласно п. 4.5 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 12.11.2007г. № 270-п «Об исполнении плана мероприятий 1 этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий II этапа (2007-2010 годы) программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2010 годы» одним из положений преодоления наиболее острых экологических проблем является доведение уровня утилизации (использования) нефтяного попутного газа до 95%.

Пунктом 4 раздела VI Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. №1715-р) отмечено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что уже к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95 процентов извлекаемого попутного нефтяного газа, в том числе путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа на этан, пропан и бутан, а при технологической необходимости - и на изомеры бутана.

Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиками мер по достижению максимального уровня использования ГТНГ, нарушении требований проектного документа на разработку Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения нефти в пределах Каменного лицензионного участка (западная часть) и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами ..., как следствие - нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов.

По информации Департамента по недропользованию ХМАО-Югры попутный нефтяной газ - смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободном, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи.

Сжигание попутного нефтяного газа - серьезная экологическая проблема как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды.

При сжигании ПНГ происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу поступают такие продукты сгорания ПНГ как окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода и различные несгоревшие углеводороды. Это приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения.

Вместе с тем, ПНГ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Содержащиеся в ПНГ метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем для производства ч ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности, сжиженного пропан-бутана технического (СПБТ). Кроме того, экономически оправданным является использование ПНГ для выработки электроэнергии.

Согласно данных Департамента экологии ХМАО-Югры ежегодно в России в результате сжигания ПНГ в атмосферу попадает более миллиона тонн загрязняющих веществ, в том числе целый спектр канцерогенных и особо токсичных продуктов: углеводороды, диоксиды оксиды серы, тяжелые металлы, сероводород, меркаптаны, формальдегид, сажа. Происходят значительные потери ценного химического сырья: этана, пропана, бутана, гелия.

Кроме того, факелы потребляют огромное количество кислорода, тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, загрязняют продуктами неполного сгорания углеводородов, окисью углерода, азота и другими вредными веществами растительность и почву, а также увеличивают парниковый эффект.

Статистические данные по автономному округу свидетельствуют, что заболеваемость населения по многим классам болезней выше общероссийских показателей и данных по Западно-Сибирскому району в целом (особенно по болезням органов дыхания). По ряду заболеваний (новообразования, болезни нервной системы и др.) наблюдается тенденция к росту. Очень опасны воздействия, последствия которых выявляются не сразу. Таковыми являются влияние загрязняющих веществ на способность людей к зачатию и вынашиванию детей, развитие наследственных патологий, ослабление иммунной системы.

Поступающие в окружающую среду продукты сгорания попутного нефтяного газа представляют собой потенциальную угрозу нормальному функционированию человеческого организма на физиологическом уровне. По информации ГУ «Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в населенных пунктах автономного округа высокая степень загрязнения атмосферного воздуха.

При этом, в 2011г. ответчиком на факелах незаконно сожжено 0,152млн. м3 (0,16 млн. м3*(95%-0%)) попутного нефтяного газа, добытого в пределах Пальяновского нефтегазоконденсатного месторождения.

В силу ст.1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды.

На основании ст. 4 данного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является атмосферный воздух и недра.

В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью.

В части 1 ст. 9 Конституции РФ зафиксировано, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10.04.2007г. № 110-рп) отмечено, что наибольшую опасность в экологическом плане представляет сжигание попутного нефтяного газа на факелах, которые потребляют кислород и загрязняют атмосферу оксидами азота и серы, оксидами углерода, а также продуктами неполного сгорания углеводородов, которые в свою очередь взаимодействуют с атмосферной влагой, трансформируются под влиянием солнечной радиации и выпадают на поверхность суши, формируя поля локальных и региональных загрязнений. Отрицательное воздействие факелов проявляется также в загрязнении почв и водных объектов (поступление загрязняющих веществ с водосборных площадей).

Перечисленные выше нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. v

Согласно ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Учитывая, что владельцем лицензии ... на добычу нефти и газа в пределах Пальяновского (юго-восточная часть) лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения нефти является ОАО «Т.», которое осуществляет непосредственное пользование недрами, обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах лежит на указанном юридическом лице.

В судебном заседании помощник прокурора г.Нягани Евдокимова .... на исковых требованиях настаивала, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ОАО «Т.» исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора не признают. Ответчик осуществляет добычу нефти и газа в пределах Пальяновского (юго-восточная часть) лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения к Октябрьскому районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Для осуществления деятельности ответчиком получена лицензия на право пользования недрами - на добычу нефти и газа в пределах Пальяновского лицензионного участка Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В 2007г. между Федеральным агентством по недропользованию и Ответчиком заключено дополнительное соглашение. Пункт 16.2 изложен в следующей редакции: «объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. Нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа устанавливается, начиная с 2011г. в объеме не ниже 95%».

В соответствии со ст.49 Закона РФ «О недрах» сделки связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона РФ «О недрах», являются недействительными. Закон «О недрах» не предусматривает утилизацию попутного нефтяного газа в объеме 95%, считают, что положение п.16.2 лицензионного соглашения не соответствуют закону «О недрах». В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Согласно п.32 Постановления Пленума ВС РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996г. ничтожная сделка является недействительной независимо от признании ее таковой судом. Ничтожная сделка не порождает правовых последствий.

Пункт 16.2 ст.16 Лицензионного соглашения является ничтожным, т.к. не предусмотрен Законом «О недрах», противоречит п.1 постановления Правительства РФ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» от 08.01.2009г. №7, где сказано, что показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012г. и последующие годы в размере не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа является целевым показателем. Показатель утилизации в 95% установлен только с 2012г.

Выслушав помощника прокурора г.Нягань, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Т.» об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа.

Свои требования мотивировал тем, что ими проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры которой установлено, что нижний предельный уровень утилизации должен быть в объеме не ниже 95%. При этом фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа в пределах Пальяновского (юго-восточная часть) лицензионному участку в 2011г. составил 0%

В судебном заседании установлено, что ОАО «Т.» является владельцем лицензии на право пользования недрами ... на добычу нефти и газа в пределах Пальяновского (юго-восточная часть) лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Срок окончания действия лицензии - 24.12.2012г.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О недрах» №2395-1 от 21.02.1992г. установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009г. №7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.

Установлено, что с 1 января 2012 г. плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, рассчитывается:

для объема, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктами 2-4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632;

для объема, превышающего значение целевого показателя и определяемого как разница между объемом сожженного попутного нефтяного газа и объемом попутного нефтяного газа, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктом 5 указанного Порядка как за сверхлимитное загрязнение. В этом случае при расчете к нормативам платы применяется дополнительный коэффициент, стимулирующий хозяйствующих субъектов к сокращению загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках, равный 4,5. С 1 января 2012 г. при отсутствии средств измерения и учета, подтверждающих фактический объем образования, использования и сжигания на факельных установках попутного нефтяного газа, значение указанного дополнительного коэффициента принимается равным 6.

Правительство в 2009г. установило целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на 2012г. и последующие годы не менее 5% от объема добытого газа. Плата за выбросы увеличена в 4,5раза, а в случае невыполнения нормативного показателя в 22,5раз.

В соответствии со ст.49 Закона РФ «О недрах» сделки связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона РФ «О недрах», являются недействительными.

Закон «О недрах» не предусматривает утилизацию попутного нефтяного газа в объеме 95%.

Положение п.16.2 лицензионного соглашения не соответствуют закону «О недрах».

В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Согласно п.32 Постановления Пленума ВС РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996г. ничтожная сделка является недействительной независимо от признании ее таковой судом. Ничтожная сделка не порождает правовых последствий.

Пункт 16.2 ст.16 Лицензионного соглашения не предусмотрен Законом «О недрах», противоречит п.1 постановления Правительства РФ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» от 08.01.2009г. №7 до 01.01.2012г.

Показатель утилизации в 95% установлен только с 2012г.

Таким образом суд приходит к выводу, что общество выполняет требования проектной документации и лицензии.

Кроме этого требования прокурора не содержат срока, когда ответчик должен был обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Пальяновского (юго-восточная часть) лицензионного участка Красноленинского месторождения в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденными и согласованными в установленном порядке проектными документами 6на разработку данного месторождения.

Показатель утилизации в 95% является целевым и рассчитывается за календарный год, уровень утилизации в 95% предусмотрен с 01.01.2012г.

Иск предъявлен прокурором преждевременно, при отсутствии события правонарушения.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Т.» об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Няганский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.06.2012г.

Судья       Баскова Л.В.