Дело №2-654/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 апреля 2012года г.Нягань Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В. С участием заместителя прокурора г.Нягань Брюхиной ... Представителя ответчика ОАО «И.» Торховой ... действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. При секретаре Сосенко Н.К. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «И.» об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа УСТАНОВИЛ: Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «И.» об обязании обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Установлено, что ОАО «И.» является владельцем лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на добычу нефти и газа в пределах Поттымско-Ингинского лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском и Ханты-Мансийском районах ХМ АО - Югры Тюменской области. Указанная лицензия выдана ДД.ММ.ГГГГ Срок окончания действия указанной лицензии - ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что меры, направленные на охрану недр обществом не выполняются. Согласно требований ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В статье 22 указанного закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами. Аналогичные требования закреплены в п. 3 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003г. № 71). В соответствии с п. 2.2 Лицензионного соглашения о добыче нефти и газа в пределах <данные изъяты> лицензионного участка <данные изъяты> месторождения на территории ХМАО, указанное соглашение является неотъемлемой частью Лицензии на право пользования недрами лицензионного участка и определяет основные условия пользования недрами с целью геологического изучения недр, поиска и добычи нефти и газа. Согласно п. 16.2 дополнительного соглашения к указанной лицензии (зарегистрированного 21.01.2009 года в Федеральном агентстве по недропользованию МПР России за № 2608) владелец лицензии обязан обеспечить объем утилизации попутного газа в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. Нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа устанавливается, начиная с 2011 года, в объеме не ниже 95%. Также проектным документом «Технологическая схема разработки <данные изъяты> месторождения в пределах <данные изъяты> лицензионного участка» (протокол заседания ЦКР Роснедр по У ВС № ДД.ММ.ГГГГ утвержден ЦКР Роснедр по УВС 27.12.2010г.) предусмотрено, что с 2011 года уровень утилизации попутного нефтяного газа в пределах Поттымско-Инигинского лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения должен составлять не менее 95%. Всего за 2011 год на <данные изъяты> лицензионном участке добыто <данные изъяты> попутного нефтяного газа (далее - ПНГ). При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме <данные изъяты> был сожжен на факельных установках. Фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа по Поттымско-Ингинскому лицензионному участку в 2011г. составил 5,13%. Учитывая, что владельцем лицензии № на добычу нефти и газа в пределах <данные изъяты> нефтегазоконденсатного месторождения в <адрес> является ОАО «И.», которое осуществляет непосредственное пользование недрами, обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах лежит на указанном юридическом лице. В судебном заседании заместитель прокурора г.Нягани поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Торхова ... не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства. Выслушав заместителя прокурора г.Нягани, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к слудующему. ОАО «И.» является владельцем лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на добычу нефти и газа в пределах <данные изъяты> лицензионного участка <данные изъяты> нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском и Ханты-Мансийском районах ХМ АО - Югры Тюменской области. Указанная лицензия выдана ДД.ММ.ГГГГ Срок окончания действия указанной лицензии - ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» (с последующими изменениями и дополнениями) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле. Меры, направленные на охрану недр обществом не выполняются. Согласно требований ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. В статье 22 указанного закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами. Аналогичные требования закреплены в п. 3 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003г. № 71). В соответствии с п. 2.2 Лицензионного соглашения о добыче нефти и газа в пределах <данные изъяты> лицензионного участка <данные изъяты> нефтегазоконденсатного месторождения на территории ХМАО, указанное соглашение является неотъемлемой частью Лицензии на право пользования недрами лицензионного участка и определяет основные условия пользования недрами с целью геологического изучения недр, поиска и добычи нефти и газа. Согласно п. 16.2 дополнительного соглашения к указанной лицензии (зарегистрированного 21.01.2009 года в Федеральном агентстве по недропользованию МПР России за № 2608) владелец лицензии обязан обеспечить объем утилизации попутного газа в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. Нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа устанавливается, начиная с 2011 года, в объеме не ниже 95%. Также проектным документом «<данные изъяты>» (протокол заседания ЦКР Роснедр по У ВС №от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден ЦКР Роснедр по УВС ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что с 2011 года уровень утилизации попутного нефтяного газа в пределах <данные изъяты> лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения должен составлять не менее 95%. Всего за 2011 год на <данные изъяты> лицензионном участке добыто <данные изъяты> попутного нефтяного газа (далее - ПНГ). При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме <данные изъяты> был сожжен на факельных установках. Фактический уровень утилизации попутного нефтяного газа по <данные изъяты> лицензионному участку в 2011г. составил 5,13%. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственной системы лицензирования является обеспечение экологических и других интересов населения, проживающих на данной территории, и всех граждан РФ. Распоряжением Правительства РФ от 17.1 1.2008г. № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012г.», закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95 процентов, а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009г. №7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа. Согласно п. 4.5 Постановления Правительства ХМАО - Югры от 12.11.2007г. № 270-п «Об исполнении плана мероприятий I этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий II этапа (2007-2010 годы) программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2010 годы» одним из положений преодоления наиболее острых экологических проблем является доведение уровня утилизации (использования) нефтяного попутного газа до 95%. Пунктом 4 раздела VI Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. №1715-р) отмечено, что одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Стратегия предусматривает, что уже к окончанию первого этапа ее реализации будет эффективно использоваться 95 процентов извлекаемого попутного нефтяного газа, в том числе путем переработки на газоперерабатывающих заводах с разделением газа на этан, пропан и бутан, а при. технологической необходимости - и на изомеры бутана. Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиками мер по достижению максимального уровня использования ПНГ, нарушении требований проектного документа на разработку <данные изъяты> нефтегазоконденсатного месторождения нефти в пределах <данные изъяты> лицензионного участка и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами №, как следствие - нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. По информации ГУ «Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в населенных пунктах автономного округа высокая степень загрязнения атмосферного воздуха. При этом, в 2011г. ответчиком на факелах незаконно сожжено <данные изъяты>попутного нефтяного газа, добытого на <данные изъяты> лицензионном участке. В результате сжигания ПНГ за 2011 год ответчиком осуществлен выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ (оксид и диоксид азота, углерод (сажа), оксид углерода, смеси предельных углеводородов) в общей массе более <данные изъяты> В силу ст.1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды. На основании ст. 4 данного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является атмосферный воздух и недра. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; - запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В силу ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. В части 1 ст. 9 Конституции РФ зафиксировано, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Перечисленные выше нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Учитывая, что владельцем лицензии № на добычу нефти и газа в пределах <данные изъяты> нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском и Ханты-Мансийском районах ХМАО - Югры Тюменской области является ОАО «И.», которое осуществляет непосредственное пользование недрами, обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах лежит на указанном юридическом лице. В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Нягани подлежит взысканию государственная пошлина в размере руб., от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска в соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «И.» обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на <данные изъяты> лицензионном участке (западная часть) Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения нефти, расположенном в Октябрьском и Ханты-Мансийском районах ХМАО-Югры, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектными документами на разработку данного месторождения. Взыскать с открытого акционерного общества «И.» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере руб.. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Няганский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2012г. Судья Баскова Л.В.