Решение об обязании устрашения нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды



Дело № #######2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе : Председательствующего судьи Вайнонен Е.Э.,

С участием прокурора Григоренко Н.А.,

при секретаре Гарькуша И.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании устранения нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, земельного законодательства,

Установил:

Природоохранный прокурор обратился с иском в суд к Администрации Невского района г. Санкт-Петербурга,уточнив исковые требования просит, обязать ответчика в срок до 00.00.2010 принять меры по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Усть-Славянка, пр.##########, участок ####, а так же взыскать госпошлину в доход государства в размере 200 руб., указывая, что природоохранной прокуратурой г.Санкт-Петербурга по коллективному обращению жителей дома ## по ул. ######### по факту организации свалки загрязненных снежных масс и отходов за водным объектом - рекой С. в Невском районе Санкт-Петербурга, проверено исполнение Администрацией Невского района Санкт-Петербурга требований природоохранного законодательства при организации работ по ликвидации несанкционированной свалки. Проверкой выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, отходах производства и потребления, земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрацией Невского района Санкт-Петербурга. Установлено, что на земельном участке ориентировочной площадью около 30000 кв.м., расположенном на территории общего пользования по адресу: пос. Усть-Славянка, пр.########### участок ### (западнее дома ### а, литера ##) расположена несанкционированная свалка. Осмотром указанной территории установлено, что участок отсыпан строительными отходами, в том числе вдоль проезда свалки в сброшенных отвалах присутствуют строительные и промышленные отходы, отходы деревообработки, порубочные остатки железобетона. На грунте размещены канистры с расходными материалами для обслуживания бульдозеров.

Факты нарушений подтверждаются письмом Комитета по водопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №. Выявленные нарушения на момент проверки Администрацией Невского района Санкт-Петербурга не устранены, до настоящего времени не принято мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по вышеуказанному адресу(л.д.3-5).

Природоохранный прокурор в суд явился, иск поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика АНР в суд явился, исковые требования не признал.

Представитель третьего лица- Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства СПб, в суд явился, требования природоохранного прокурора поддержал.

Суд выслушав доводы истца, оценив возражения представителя ответчика, позицию третьего лица, исследовав материалы дела считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Как установлено материалам дела, Природоохранной прокуратурой г.Санкт-Петербурга по коллективному обращению жителей дома ### по ул. ############(л.д.6-8), по факту организации свалки загрязненных снежных масс и отходов за водным объектом - рекой С. в Невском районе Санкт-Петербурга, проверено исполнение Администрацией Невского района Санкт-Петербурга требований природоохранного законодательства при организации работ по ликвидации несанкционированной свалки. Проверкой выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, отходах производства и потребления, земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрацией Невского района Санкт-Петербурга.

Так, в нарушение требований вышеуказанного законодательства Администрацией Невского района Санкт-Петербурга до настоящего времени не принято мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по вышеуказанному адресу.

Проверкой, проведенной природоохранной прокуратурой г.Санкт-Петербурга установлено, что на земельном участке ориентировочной площадью около 30000 кв.м., расположенном на территории общего пользования по адресу: пос. Усть-Славянка, пр.########### участок ### (западнее дома ### а, литера ##) расположена несанкционированная свалка.

Осмотром указанной территории установлено, что участок отсыпан строительными отходами, в том числе вдоль проезда свалки в сброшенных отвалах присутствуют строительные и промышленные отходы, отходы деревообработки, порубочные остатки железобетона. На грунте размещены канистры с расходными материалами для обслуживания бульдозеров( л.д.10-13).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной стельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

На основании 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья человека и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, задачами Администрации района в сфере благоустройства являются, в том числе, осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (л.д.24-34).

На основании п.п. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ Положения на Администрацию возложена координация решения вопросов внешнего благоустройства территорий, используемых юридическими лицами и гражданами - владельцами, пользователями земельных участков, зданий, сооружений и помещений; контроль в установленном порядке проведение работ, которые могут повлиять на уровень благоустройства района; координация деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.

Факты нарушений подтверждаются письмом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 00.00.2010 № 00000000000(л.д.4-9)

Выявленные нарушения на момент проверки Администрацией Невского района Санкт-Петербурга не устранены, что подтверждается актом осмотра территории от 00.00.2010 г, составленным государственными инспекторами Санкт-Петербурга по охране природы Федоровой, и Ниловым.

Возражая против предъявленных требований ответчик пояснил суду, что бюджетное финансирование выделенное на ликвидацию несанкционированных свалок, в связи с экономическим кризисом, не позволяет выполнить работы по ликвидации свалок в полном объеме. Источник финансирования - бюджет Санкт-Петербурга на 2010 год. Оплата производится по мере поступления бюджетных средств, предусмотренных в Законе Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов». Согласно, которого не предусмотрено финансирование на 2010 год по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: пос. Усть-Славянка, пр. ##########, участок ###. В настоящее время завоз отходов на свалку не осуществляется, сотрудники отдела благоустройства и дорожного хозяйства совместно с представителями МЧС осуществляют проверку территории. Работы по ликвидации несанкционированных свалок будут продолжены.Однако, суд критически относится к данным возражениям ответчика, поскольку им не было представлено доказательств свидетельствующих о проведении каких либо мероприятий, а так же принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки строительных и бытовых отходов по спорному адресу.

Кроме того, результаты проверок, проведенных представителями комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства СПб опровергают доводы представителя ответчика.

Так, согласно акта от 00.00.2010 года( л.д.10-14), установлен активный заезд большегрузный автомобилей на территорию между ########### пр., и железнодорожной веткой ############ направления (фото 1,2 л.д. 10); на участке расположена специальная техника без опознавательных знаков: тракторы (колесный - 1шт. и гусеничные - 2шт), экскаватор (л.д. 12 фото 4-6). На грунте размещены канистры с расходными материалами для обслуживания бульдозеров; высота отсыпки основной части территории составляет 5-7м (л.д.12 фото 8); в районе опоры линии электропередач ведется планировка территории отходами грунта при помощи бульдозера (л.д.12 фото 6,9); западная часть участка, расположенная ближе к реке, имеет ярко выраженный многоуровневый характер планировки с характерными признаками завоза загрязненных снежных масс(л.д.10 фото 1, 2);значительная часть территории участка отсыпана строительными отходами, которые просматриваются через снежный покров (в том числе вдоль проезда свалки в сброшенных отвалах присутствуют строительные отходы, промышленные отходы, отходы деревообработки порубочные остатки, отходы железобетона (л.д. 12 фото 7-14); в центральной части участка около опоры ЛЭП неустановленными лицами осуществляется сбор цветного металла.

Согласно повторного акта осмотра территории от 00.00.2010 года (л.д.19-24), несанкционированный завоз отходов на свалку не прекращен, меры Администрацией Невского района по ее ликвидации не приняты.

В судебном заседании представителем комитета по природопользованию, так же представлена фото таблица обследования территории несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Невском районе СПб., между ########## пр., и железнодорожной веткой ############ направления, по состоянию на 00.00.2010 года(л.д.20, 22-24), из которой следует, что свалка строительных и бытовых отходов Администрацией Невского района до настоящего времени не ликвидирована.

Поскольку вышеуказанные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а так же принимая во внимания, что по настоящее время, несмотря на многочисленные обращения комитета по природопользованию с требованиями о ликвидации свалки бытовых отходов в Администрацию Невского района, ответчиком не предприняты меры по ее ликвидации, суд считает требования Природоохранного прокурора СПб., обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить.

Обязать Администрацию Невского района Санкт-Петербурга в срок до 00.00.2010 принять меры по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Усть-Славянка, пр. ############, участок ####.

Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга госпошлину в доход бюджета в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья