Решение (отказ)



ДЕЛО № ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Невский районный суд Санкт-Петербурга

в составе: председательствующего судьи Корсукова Л.И.

при секретаре Ермаковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по

заявлению Ведерникова Т.Б. о признании

недействительным отказа Комитета по вопросам законности,

правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга в

согласовании проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратилась в суд о признании противоречащими законодательству ответов Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, признании права на уведомительный характер подачи Уведомления в органы власти на проведение публичных мероприятий и на право граждан Российской Федерации «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», гарантированные 31 статьёй Конституции Российской Федерации, ссылаясь на то, что Комитет фактически без обоснованной мотивации отказал в проведении митинга в защиту 31 статьи Конституции Российской Федерации на Невском проспекте, тротуар и пешеходная зона перед станцией метро «Гостиный двор» с 18-00 до 21-00 часов с количеством участников 200 человек (л.д.4-8).

Ведерникова Т.Б., её представитель в суд явились, на заявлении настаивают.

Представитель Комитета в суд явился, возражает против заявления Ведерниковой Т.Б.

Суд, выслушав заявителя, её представителя, представителя Комитета, изучив материалы дела, считает первое заявленное требование Ведерниковой Т.Б. подлежащим отклонению, второе – прекращению.

В ходе судебного разбирательства, заявитель, её представитель пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ направили в Администрацию Санкт-Петербурга уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга перед станцией метро «Гостиный двор» с 18-00 до 21-00 часов с количеством участников 200 человек, но получили фактически дважды не мотивированный отказ Комитета с предложением организаторам мероприятия рассмотреть вопрос об изменении места или времени проведения митинга либо провести его в заявленное время в Полюстровском парке, который полностью был непригоден для проведения спорного мероприятия (л.д.36-42, 46-50).

В свою очередь, представитель Комитета пояснил суду, представив письменный отзыв на заявление Ведерниковой Т.Б., что организаторам публичного мероприятия было направлено мотивированное предложение об изменении места проведения митинга, обусловленное необходимостью обеспечения безопасности участников мероприятия, сохранения нормального функционирования жизненно-важных объектов транспортной инфраструктуры (л.д.33-34, 36-42, 46-50).

По материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Б., В., Ведерниковой Т.Б. в Администрацию Санкт-Петербурга было направлено Уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ митинга в защиту 31 статьи Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу собраний, с 18-00 до 21-00 часа на Невском проспекте, тротуар и пешеходная зона перед станцией метро «Гостиный двор» с количеством участников 200 человек (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ заявителям Комитетом был дан ответ, что станции метрополитена, подземные переходы и прилегающие к ним территории являются объектами, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, а потому согласовать проведение публичного мероприятия в заявленном месте не представляется возможным, кроме того, в связи с погодными условиями на Невском проспекте в постоянном режиме осуществляется уборка снега и наледи с помощью средств малой механизации, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, а потому организаторам митинга было предложено рассмотреть вопрос об изменении места и (или) времени проведения мероприятия или провести его в заявленное время в Полюстровском парке, предварительно согласовав конкретное место проведения митинга (л.д.10-11).

На этот ответ Ведерникова Т.Б. ДД.ММ.ГГГГ предложила Комитету свои услуги по уборке снега в спорном месте (л.д.12).

В ответе Комитета от ДД.ММ.ГГГГ заявителям было сообщено, что они пропустили сроки информации органа исполнительной власти о принятии (непринятии) его предложения об изменении места проведения спорного мероприятия, а потому не вправе проводить его (л.д.13-14).

По информации Главы администрации Центрального района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета, проведение спорного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ у станции метро «Гостиный двор» нежелательно (л.д.35).

Согласно статье 17 Конституции РФ в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьёй 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно п.7 ст.2 Федерального Закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном ФЗ, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 8 этого Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия, т.е. Закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, соответственно позволяя органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в каждом конкретном случае оценивать безопасность проведения публичного мероприятия в местах, указанных в уведомлении об его проведении.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Закона орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Согласно п.5 ст.5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Согласно п.2 ч.4 ст.5 Закона организатор публичного мероприятия обязан не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта РФ о принятии (непринятии) его предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.

Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 02.04.2009 года № 484-О-П, такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определённое для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы право органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

По мнению суда, ответы Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга организаторам публичного мероприятия были правильными, обоснованными и мотивированными, учитывая, что станции метрополитена, подземные переходы и прилегающие к ним территории являются объектами повышенной опасности для окружающих, требуют соблюдения специальных правил техники безопасности. Проведение митинга на площади перед входом на станцию метро «Гостиный двор» могло повлечь за собой нарушение прав других граждан, не являющихся участниками заявленного публичного мероприятия, т.к., по мнению суда, организаторами публичного мероприятия не совсем удачно и подходяще было выбрано время и место его проведения – в канун Нового года, в самом центре города, когда скопление народа в этот момент является наиболее многочисленным, в связи, с чем, заявителям было предложено проведение митинга в Полюстровском парке и в случае их согласия, подготовлено место для его проведения, кроме того, в связи с неблагоприятными погодными условиями на Невском проспекте, в т.ч. спорном месте в постоянном режиме осуществлялась уборка снега и наледи тротуаров и дорог с помощью средств малой механизации, эксплуатация которых также требует соблюдения специальных правил техники безопасности, а потому заявление Ведерникова Т.Б. о признании противоречащими законодательству ответов Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит отклонению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ведерникова Т.Б. о признании противоречащими законодательству ответов Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № отклонить.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья: