Дело № 2-2952/11 01 сентября 2011 года Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего - судьи Дворовенко В.Н., с участием прокурора – помощника прокурора Невского района г. Санкт-Петербурга Пряженковой Н.В., при секретаре: Полевчук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов Звягиной А.Д. к ООО «Жилкомсервис № <адрес>» Санкт-Петербурга об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление, УСТАНОВИЛ: <адрес> Санкт-Петербурга в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Звягиной А.Д. к ООО «Жилкомсервис № <адрес>» об обязании в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление по <адрес> по Октябрьской наб. <адрес>, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства (л.д. 3-6). Процессуальный истец по делу - прокурор Пряженкова Н.В. в судебном заседании поддержала исковые требования. Истица Звягиной А.Д. в судебное заседание явилась, исковые требования полагала подлежащими удовлетворению, а осуществлённый перерасчёт – незаконным. Третье лицо - ООО «1» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещено надлежащим образом, не просило о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ответчика - ООО «Жилкомсервис № <адрес>» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства по делу (л.д. 78), о причинах неявки ответчик суд не уведомил и не представил доказательств уважительности подобных причин. Отзыв в дело не представлен. Ответчик, уклонившийся от участия в судебном заседании, своевременно не сообщил суду об уважительности причин неявки в судебное заседание и не просил рассмотреть дело по существу в его отсутствие. Бездействуя в нарушение требований ст. 167 ч. 1 ГПК РФ, ответчик тем самым принял на себя риск соответствующих процессуальных последствий. В соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение. В случае, если явившийся в судебное заседание истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания. При подобных обстоятельствах суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 167 и 233 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, но не явившихся в судебное заседание ответчика и третьего лица в порядке заочного производства, поскольку их отсутствие не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом. Суд, руководствуясь положениями ст.ст. 12 и 56 ГПК РФ, осуществляя правосудие на основе состязательности и равноправия сторон, рассмотрел гражданское дело по существу спора, исходя из представленных сторонами и имеющихся в материалах дела доказательств. Заслушав объяснения стороны истца, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании п. 1 и п. 2 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06 года, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положениями Правил также установлено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п. 15). Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис № <адрес>» является управляющей организацией (л.д. 67-69) и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию (л.д. 44-66). Истица зарегистрирована и проживает в <адрес>. 122 <адрес> по Октябрьской наб. Санкт-Петербурга (л.д. 8, 75). Между ООО «Жилкомсервис № <адрес>» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией (л.д. 32-37). С учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 года № 307, эксплуатирующая организация поручила ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах обслуживаемых ООО «Жилкомсервис № <адрес>». Как следует из счета-извещения, направленного истице в декабре 2010 года, истице дополнительно была начислена плата за отопление в сумме 763 руб. 38 коп. (л.д. 10-12). Возможность указанной корректировки предусмотрена п. 4.5 договора №/Т-08, заключенного между ООО «Жилкомсервис № <адрес>» и ресурсоснабжающей организацией ООО «1», предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде (л.д. 44-66). Вместе с тем, согласованная сторонами возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06 года, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами. При этом размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном положениями ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, В силу ч. 13 статьи 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1346 от 13.09.05 года «О Комитете по тарифам». В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил). Положениями пункта 16 поименованных Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг также определено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами. В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось. При указанных обстоятельствах, учитывая, что в доме, в котором проживает истица, отсутствуют общедомовые приборы учета (л.д. 26, 70-71), показания которых возможно было бы принять во внимание при определении стоимости оплаты поставленных коммунальных услуг, доначисление платы за отопление, не основанное на нормативах потребления и действующих тарифах, нельзя признать законным. При этом суд не может принять во внимание то обстоятельство, что согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ первичного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учёта тепловой энергии (л.д. 70-71) подобный узел учёта тепловой энергии принят в эксплуатацию ещё в 2005 году и его показания применяются при расчёте потреблённой энергии. Согласно подпункту «б» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения № 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения № 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии. Для расчета размера корректировки платы за отопление необходимо исходить из размера оплаты за отопление. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Суд полагает установленным, что в доме по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., <адрес>, где проживает истица, имеются приборы учета тепловой энергии (л.д. 70-71), при этом акт первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в поименованном акте первичного допуска отдельно указано, что установленный узел учёта может быть допущен к использованию для расчётов за тепловую энергию лишь после предоставления собственником договора на техническое обслуживание узла учёта и повторного освидетельствования энергоснабжающей организацией (л.д. 71). При этом ответчик не представил суду в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств устранения причин, не позволивших изначально принять подобный узел учёта тепловой энергии в эксплуатацию, а также соответствующие согласованные акты допуска подобного узла учёта в эксплуатацию, свидетельствующие о надлежащем функционировании узла учёта тепловой энергии в определённый отопительный сезон. Из материалов дела следует, что подобный узел учёта тепловой энергии в эксплуатацию не принят, на обслуживание в соответствующую специализированную организацию не поступил, ответственный за эксплуатацию узла учёта тепловой энергии не назначен, сам узел учёта тепловой энергии у юридического лица на балансе не состоит. Согласно п. 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.95 года № Вк-4936, узел учета потребителя считается пригодным для ведения учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. При этом в силу п. 7.7 Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт. Суд полагает установленным, что на начало отопительного сезона 2009 - 2010 года на доме по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., <адрес>, отсутствовал допуск прибора учёта в эксплуатацию, а показания приборов учета приниматься могли лишь с момента подписания акта о приемке в эксплуатацию. С учетом указанного обстоятельства, суд полагает, что расчет по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», произвести невозможно из-за отсутствия показателя – «размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.)», а именно в связи с невозможностью определения показаний прибора учета в многоквартирном доме за весь отопительный период. Проанализировав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд полагает установленным, что с начала отопительного сезона (октябрь 2009 года) в доме отсутствовали приборы учета тепловой энергии, показания которых возможно было бы принять во внимание при определении размера поставленной тепловой энергии. Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. По смыслу подп. «б» п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения № 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги и в соответствии с под. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления. Указанными Правилами (п. 2 ч. 1) при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета предусмотрена возможность проведения корректировки размера платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, по приведенной формуле. Такой порядок определения платы за потребленную в многоквартирном жилом доме тепловую энергию законодательством РФ не установлен. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ. Суд полагает, что без учета норм вышеуказанного законодательства, корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной. Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в доме в течение всего отопительного периода должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, а правовые основания проведения корректировки отсутствуют. С учётом изложенного, исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов Звягиной А.Д. к ООО «Жилкомсервис № <адрес>» Санкт-Петербурга об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление, - удовлетворить. Обязать ООО «Жилкомсервис № <адрес>» Санкт- Петербурга в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение в <адрес> по Октябрьской наб. в Санкт-Петербурге, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление за декабрь 2010 года. Взыскать с ООО «Жилкомсервис № <адрес>» Санкт- Петербурга в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Невский районный суд <адрес> в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. При этом ответчик в заявлении об отмене заочного решения суда обязан указать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда. Судья: В.Н. Дворовенко