2-5137/2011 ~ М-5576/2011



Дело № 2-5137/11 20 октября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Крестьяновой Е.Р.,

с участием прокурора Пономаревой Е.Г.,

при секретаре Минченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Невского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Козловой Л. Н. к ООО «Жилкомсервис Невского района» об обязании произвести перерасчет,

у с т а н о в и л :

Прокурор Невского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов Козловой Л.Н. к ООО «Жилкомсервис Невского района» об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <адрес> года корректировку платы за отопление по квартире <адрес>, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства.

Прокурор Пономарева Е.Г. в судебном заседании уточнила исковые требования, согласно которым отказывается от исковых требований в части исключения из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <адрес> года корректировку платы за отопление по спорной квартире, поскольку данные требования не соответствуют действующему законодательству, в остальной части просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика о месте и времени судебного заседания извещен, в суд не явился.

Истица Козлова Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещена.

Третьи лица – ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» в суд не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и п. 2 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06г. данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 5 указанных Правил также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Положениями Правил также установлено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п.15).

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис Невского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию (л.д. 28-30). Истица зарегистрирована и проживает в квартире <адрес> (л.д. 17).

Как следует из счета-извещения, направленного истице в <адрес>., истице дополнительно была начислена плата за отопление в сумме 1200,56 руб. (л.д. 10-11).

Из представленного в материалы дела представителем ответчика расчета корректировки размера платы по статье «отопление» за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ и отзыва следует, что корректировка произведена в соответствии с пунктом 19 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», в соответствии с формулой, содержащейся в подп. 2 п. 1 приложения к Правилам (л.д. 14-16, 55-59).

Возможность указанной корректировки предусмотрена 5.1 договора , заключенном между ООО «Жилкомсервис Невского района» и ресурсоснабжающей организацией ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга, предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде, на что сторона ответчика ссылается в обоснование своих возражений (л.д. 31-53).

Согласно пункту п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно подп. «б» п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором – один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги и в соответствии с подп. 4 п. 1 приложения к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

Указанными Правилами (п. 2 ч. 1) при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета предусмотрена возможность проведения корректировки размера платы за отопления в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, по приведенной формуле.

С данной позицией суд согласиться не может, поскольку на сегодняшний день такой порядок определения платы за потребленную в многоквартирном жилом доме тепловую энергию законодательством РФ не установлен, согласованная сторонами договора возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами № 307.

При этом размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном положениями ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации,

В силу ч.13 статьи 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуга подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Вместе с тем, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О Комитете но тарифам».

В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что в доме, в котором проживает истица, отсутствуют общедомовые приборы учета, доначисление платы за отопления не основанной на нормативах потребления и действующих тарифов, нельзя признать законным. Исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать ООО «Жилкомсервис Невского района» в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение в квартире <адрес>.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис Невского района» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья