Дело № 2-5072/11 ДД.ММ.ГГГГ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Невский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего - судьи Дворовенко В.Н. при секретаре: Полевчук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению в порядке главы 25 ГПК РФ Кожушного А. Г. о признании бездействия Министерства обороны РФ незаконным, обязании обеспечить заявителя жилым помещением, Установил: Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что на основании приказа № начальника вооружения Вооружённых сил РФ – заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ он был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, признан подлежащим направлению на воинский учёт в отдел (объединённый) военного комиссариата <адрес> Северо-Западного административного округа <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявитель исключён из списков личного состава 803-го военного представительства Министерства обороны РФ. Кожушный А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередников на получение жилых помещений во внеочередном порядке. Согласно выписке из протокола № заседания Объединённой жилищной комиссии военных представительств Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 12 приказа Министра обороны РФ от 2000 года за № за ним признано право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке в связи с увольнением с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям. До настоящего времени заявитель жилым помещением не обеспечен, что нарушает его жилищные права, в связи с чем просит суд признать бездействие Министерства обороны РФ, связанное с непринятием мер по обеспечению его жилым помещением, незаконным и обязать Министерство обороны РФ обеспечить заявителя жилым помещением вне очереди в городе Москве, т.е. по последнему месту службы (л.д. 14, 36). Представитель заявителя Кожушный Г.А. в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объёме, указав, что заявитель служил в Вооруженных силах РФ более 10-ти лет, уволен ДД.ММ.ГГГГ на основании проведения организационно-штатных мероприятий – сокращение штата. Согласно п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» заявитель не может быть исключен из списков части по последнему месту службы без его согласия. Заявитель был признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на очередь. За ним признано право на получение жилья во внеочередном порядке. Последнее место службы - <адрес>, где он и намерен получить жильё. По настоящее время заявитель не обеспечен жилым помещением, чем нарушены его жилищные права. Полагает, что заявитель должен быть обеспечен жилым помещением незамедлительно, вне очереди по основаниям ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Представитель заинтересованного лица – Министерства обороны РФ в судебное заседание, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства по делу, не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил и не представил доказательств уважительности подобных причин, что в силу требований ст. 257 ч. 2 ГПК РФ не может являться безусловным препятствием дальнейшему производству по делу. В своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованное лицо - Министерство обороны РФ просило суд о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом право заявителя на получение жилого помещения в <адрес> заинтересованным лицом не оспаривается, однако предоставить жилое помещение Кожушному А.Г. не представляется возможным в виду недостаточного финансирования (л.д. 134). В предыдущих судебных заседаниях представитель указанного заинтересованного лица - Ахмедов Э.К. полагал заявление обоснованным лишь в части, уточнив, что последнее место службы заявителя - <адрес>. Уволен он был в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в <адрес>. Право на обеспечение заявителя жилым помещением заинтересованное лицо не оспаривает. Не обеспечен он только потому, что в настоящий момент в <адрес> квартиры для военнослужащих не строятся. Но даже если бы квартиры для обеспечения жильем бывших военнослужащих и мелись в наличии, в настоящее время предоставить квартиру Кожушному А.Г. законных оснований не имеется, поскольку велика очередь подобных военнослужащих, которых также необходимо обеспечить жильем, как и заявителя. Приказ Министерства обороны РФ № 80 15.02.00 года, предоставляющий возможность определенным категориям военнослужащих получить обеспечение жильем во внеочередном порядке, был отменен приказом Министерства обороны № 1297 от 30.09.10 года, в связи с чем все военнослужащие обеспечиваются жильем в порядке обычной очереди, понятия «внеочередного обеспечения» для военнослужащих на данный момент не существует. Заслушав доводы стороны заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает заявление Кожушного А.Г. подлежащим удовлетворению лишь в части. Из материалов дела следует, что на основании приказа № начальника вооружения Вооружённых сил РФ – заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ заявитель, состоящий на службе в Вооруженных силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ, был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, признан подлежащим направлению на воинский учёт в отдел (объединённый) военного комиссариата <адрес> Северо-Западного административного округа <адрес> (л.д. 63). Согласно приказу начальника №-го военного представительства Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава 803-го военного представительства Министерства обороны РФ. Общая продолжительность военной службы заявителя в календарном исчислении составляет 12 лет 1 мес. 8 дней (л.д. 8). Кожушный А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списке очередников на получение жилых помещений во внеочередном порядке (л.д. 10, 97). Согласно выписке из протокола № заседания Объединённой жилищной комиссии военных представительств Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 12 приказа Министра обороны РФ от 2000 года за № за Кожушным А.Г. признано право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке в связи с увольнением с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям. Номер очереди на получение жилых помещений во внеочередном порядке у заявителя по состоянию на год увольнения со службы - 86 (л.д. 30-31). Последним местом службы заявителя является 803-е военное представительство Министерства обороны РФ, дислоцирующееся в <адрес> (л.д. 55). Заявитель зарегистрирован по адресу: <адрес> «В» (л.д. 9, 96), в Санкт-Петербурге зарегистрирован временно по месту пребывания (л.д. 17). Ещё на стадии подготовки к судебному разбирательству, а затем и при рассмотрении дела по существу судом как заявителю, так и заинтересованному лицу предлагалось представить дополнительные доказательства в обоснование предъявленных требований и возражений на них. Заявитель, как и заинтересованное лицо, кроме проанализированных доказательств более суду доказательств не представили. Суд, руководствуясь положениями ст.ст. 12 и 56 ГПК РФ, осуществляя правосудие на основе принципов состязательности и равноправия сторон, рассмотрел гражданское дело по существу спора, исходя из представленных сторонами и имеющихся в материалах дела доказательств. Согласно ст. 1 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По смыслу ст. 3 п.п. 1, 3-4 этого же ФЗ для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. На основании ст. 15 п.п. 1-2, 13-14 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В соответствии с требованиями пункта 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15.02.00 года № 80 (действовавшими на период возникновения между сторонами спорных правоотношений об обеспечении заявителя жилым помещением во внеочередном порядке в связи с его увольнением из Вооружённых сил РФ по определённому основанию), военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. Указанный приказ Министра обороны РФ от 15.02.00 года № 80 утратил силу в связи с принятием приказа Министра обороны РФ от 30.09.10 года № 1297, т.е. уже после увольнения заявителя из рядов Вооружённых сил РФ. На основании ст. 57 ч. 1 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев предоставления жилья вне очереди. При этом по смыслу указанной правовой нормы предоставление жилья во внеочередном порядке осуществляется исходя из времени возникновения права на внеочередное предоставление жилья. Исходя из совокупности собранных доказательств по делу, суд, учитывая и процессуальную позицию по делу в настоящее время заинтересованного лица, не оспаривающего само право заявителя на получение жилого помещения по последнему месту службы и избранному заявителем месту жительства в <адрес> (л.д. 134), полагает, что Кожушный А.Г., с ДД.ММ.ГГГГ состоящий в списке очередников на получение жилых помещений во внеочередном порядке, имеющий общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет, вправе получить жилое помещение во внеочередном порядке по избранному им месту жительства – в <адрес>. Приходя к подобному выводу, суд исходит из того обстоятельства, что Кожушный А.Г. состоит на учёте в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, его право на предоставление подобного жилого помещения во внеочередном порядке в связи с увольнением его по основанию проведения организационно-штатных мероприятий в Вооружённых силах РФ закреплено и пунктом 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15.02.00 года № 80, действовавшим на период возникновения между сторонами спорных правоотношений об обеспечении заявителя жилым помещением во внеочередном порядке в связи с его увольнением из Вооружённых сил РФ по определённому основанию. Следовательно, на момент увольнения заявителя из Вооружённых сил РФ, органом исполнительной власти, каковым является Министерство обороны РФ, обязанное обеспечить заявителя жилым помещением, само право заявителя на получение жилого помещения во внеочередном порядке не оспаривалось. Вместе с тем, из представленных сторонами доказательств по делу следует, что номер подобной очереди заявителя на получение жилого помещения во внеочередном порядке, на год его увольнения и, соответственно, момент обращения в суд с подобным заявлением, - 86. Суд полагает, что законных оснований для обязания заинтересованного лица предоставить заявителю незамедлительно во внеочередном порядке в рамках своей очереди – т.е. с учётом нарушения очерёдности учёта лиц, нуждающихся в жилых помещениях также во внеочередном порядке, - жилого помещения по договору социального найма не имеется, предоставление заявителю жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ранее иных 85-ти лиц, также имеющих подобное право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, но поставленных на подобный вид учёта ранее заявителя, будет нарушать права других граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ более длительный срок, чем заявитель. Поскольку достаточных и убедительных доказательств, со всей полнотой достоверно свидетельствующих о необходимости удовлетворения подобных требований Кожушного А.Г. об обязании Министерства обороны РФ незамедлительно обеспечить заявителя жилым помещением, стороной заявителя представлено не было, суд, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, сохраняя независимость и беспристрастность, не усматривает законных оснований для удовлетворения подобных требований, которые на нормах действующего законодательства и материалах дела, непосредственно в судебном заседании исследованных доказательствах по делу в их совокупности, не основываются. При этом суд учитывает, что само право заявителя на получение в <адрес> (л.д. 134) жилого помещения во внеочередном порядке, но с учётом прав и охраняемых законом интересов иных лиц, имеющих такие же права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, но состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ более длительный срок, чем заявитель, заинтересованным лицом не оспаривается. Поскольку поименованными положениями ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» законодателем именно на Министерство обороны РФ как на орган исполнительной власти возложена обязанность по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, суд, с учётом и доводов заинтересованного лица о том, что строительство жилья для военнослужащих в <адрес> в настоящее время не осуществляется, полагает, что требования Кожушного А.Г. о признании подобного бездействия Министерства обороны РФ незаконными подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие строительства жилья для военнослужащих в <адрес>, а также отсутствие реализации заинтересованным лицом иных механизмов обеспечения заявителя жилым помещением, предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащих», при признании Министерством обороны РФ самого права заявителя на получение жилья именно в <адрес> ущемляет жилищные права заявителя, лишённого возможности в подобной ситуации быть обеспеченным жилым помещением по избранному им месту жительства в установленном законом порядке. По смыслу ст. 249 ч. 1 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). С учётом подобного распределения бремени доказывания по делу, судом именно заинтересованному лицу было предложено представить доказательства законности подобного бездействия. Подобных доказательств заинтересованным лицом суду представлено не было. Проанализировав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд, при указанных выявленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, полагает необходимым признать бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в необеспечении Кожушного А.Г. жилым помещением в установленном законом порядке с учётом даты его постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным, обязав Министерство обороны РФ предоставить Кожушному А.Г. жилое помещение в порядке, установленном действующим законодательством. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 246, 249 и 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Кожушного А. Г. о признании бездействия Министерства обороны РФ незаконным, обязании обеспечить заявителя жилым помещением, - удовлетворить частично. Признать бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в необеспечении Кожушного А. Г. жилым помещением в установленном законом порядке с учётом даты его постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным, обязав Министерство обороны РФ предоставить Кожушному А. Г. жилое помещение в порядке, установленном действующим законодательством. Заявление Кожушного А. Г. в оставшейся части – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения. Судья: В.Н. Дворовенко