Дело № 2-4729/11 ДД.ММ.ГГГГ Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего - судьи Дворовенко В.Н., с участием прокурора – помощника прокурора Невского района г. Санкт-Петербурга Пряженковой Н.В., при секретаре: Полевчук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Невского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Румянцевой Л. А. к ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» Санкт-Петербурга об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление, УСТАНОВИЛ: Прокурор Невского района Санкт-Петербурга в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Румянцевой Л.А. к ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» об обязании в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление по квартире <адрес> г. Санкт-Петербурга, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства (л.д. 3-6). Процессуальный истец по делу - прокурор Пряженкова Н.В. в судебном заседании поддержала исковые требования. Истица Румянцева Л.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просила, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представила, что в силу требований ст. 167 ГПК РФ не может являться безусловным препятствием дальнейшему производству по делу. Представитель ответчика - ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства по делу (л.д. 67-68), о причинах неявки ответчик суд не уведомил и не представил доказательств уважительности подобных причин. В дело представлен отзыв на иск, в котором представитель ответчика полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению как основанные на неправильном толковании закона (л.д. 16-19). Ответчик, уклонившийся от участия в судебном заседании, своевременно не сообщил суду об уважительности причин неявки в судебное заседание и не просил рассмотреть дело по существу в его отсутствие. Бездействуя в нарушение требований ст. 167 ч. 1 ГПК РФ, ответчик тем самым принял на себя риск соответствующих процессуальных последствий. В соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительности причин неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение. В случае, если явившийся в судебное заседание истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания. При подобных обстоятельствах суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 167 и 233 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, но не явившихся в судебное заседание ответчика и третьего лица в порядке заочного производства, поскольку их отсутствие не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом. Суд, руководствуясь положениями ст.ст. 12 и 56 ГПК РФ, осуществляя правосудие на основе состязательности и равноправия сторон, рассмотрел гражданское дело по существу спора, исходя из представленных сторонами и имеющихся в материалах дела доказательств. Заслушав объяснения стороны истца, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании п. 1 и п. 2 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06 года, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положениями Правил также установлено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами (п. 15). Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» является управляющей организацией (л.д. 44-46) и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию (л.д. 48-66). Истица зарегистрирована и проживает в квартире <адрес> Санкт-Петербурга. Между ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» заключен договор на организацию расчетов и перечисление денежных средств населения за услуги, оказываемые управляющей организацией (л.д. 38-43). С учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 года № 307, эксплуатирующая организация поручила ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах обслуживаемых ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района». Как следует из счета-извещения, направленного истице в декабре 2010 года, истице дополнительно была начислена плата за отопление в сумме 1.040 руб. 08 коп. (л.д. 11). Возможность корректировки предусмотрена п. 4.2 договора №.038.1, заключенного между ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» и ресурсоснабжающей организацией ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга (л.д. 48-66), предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде, на что сторона ответчика ссылается в обоснование своих возражений. Суд полагает подобные доводы стороны ответчика несостоятельными, поскольку согласованная сторонами возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06 года, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами. При этом размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном положениями ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, В силу ч. 13 статьи 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1346 от 13.09.05 года «О Комитете по тарифам». В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил). Положениями пункта 16 поименованных Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг также определено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами. В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось. Суд полагает установленным, что на начало отопительного сезона 2009 - 2010 года на доме по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, отсутствовал допуск прибора учёта в эксплуатацию, а показания приборов учета приниматься могли лишь с момента подписания акта о приемке в эксплуатацию. При этом ответчик не представил суду в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств принятия подобного узла учёта тепловой энергии в эксплуатацию, а также соответствующих согласованных актов допуска подобного узла учёта в эксплуатацию, свидетельствующие о надлежащем функционировании узла учёта тепловой энергии в определённый отопительный сезон. Следовательно, из материалов дела следует, что подобный узел учёта тепловой энергии в эксплуатацию не принят, на обслуживание в соответствующую специализированную организацию не поступил. При указанных обстоятельствах, учитывая, что в доме, в котором проживает истец, отсутствуют общедомовые приборы учета, допущенные к учёту тепловой энергии в конкретный отопительный период, а обратного сторона ответчика в порядке ст. 56 ГПК РФ не доказала, доначисление платы за отопление, не основанное на нормативах потребления и действующих тарифах, нельзя признать законным. С учётом изложенного, исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит государственная пошлина в сумме 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 167, 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Невского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Румянцевой Л. А. к ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» Санкт-Петербурга об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление, - удовлетворить. Обязать ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» Санкт- Петербурга в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение в квартире <адрес> в Санкт-Петербурге, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление за декабрь 2010 года. Взыскать с ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 200 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Невский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. При этом ответчик в заявлении об отмене заочного решения суда обязан указать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда. Судья: В.Н. Дворовенко