Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи Лагутиной И.В. При секретаре Никитиной В.И. Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Н. Н.евны к Управлению Пенсионного фонда РФ по Невскому району о досрочном назначении пенсии Установил: Смирнова Н.Н. обратилась в суд и просит признать незаконными решение комиссии по назначению пенсий Управления пенсионного фонда по Невскому району(далее УПФН), которыми ей было отказано в назначении пенсии по выслуге лет, считает, что в специальный стаж, который необходим для назначения данной пенсии должны быть включены периоды ее работы с 02.07.2005 по 21.12.2005, с 06.01.2006 по 31.12.2006, с 06.01.2007 по 31.12.2007, с 08.02.2008 по 31.12.2008, с 11.01.2009 по 17.08.2010, с 01.09.2010 по 28.02.2011года в должности медсестры(старшей медсестры) в ЗАО «<данные изъяты>», поскольку хотя такое наименование учреждения, как ЗАО, и не соответствует наименованию учреждений по спискам, однако, фактически она исполняла работу в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, просит включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.10.1993 по 18.10.1993, с 26.03.1998 по 23.04.1998, с 10.01.2008 по 17.02.2008года, поскольку направлялась на обучение от организации-работодателя. Просит назначить ей пенсию с момента первичного обращения в УПФН. Представитель УПФН иск не признал, считает, что в назначении пенсии было отказано в соответствии с действующим законодательством и точным наименованием должностей и организаций по Спискам. Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, считает, что иск подлежит удовлетворению. Решением комиссии УПФН от 31.08.2011года(л.д.81-84) во изменение решения от 12.05.2011года(л.д.9-12) Смирновой Н.Н. было отказано в назначении пенсии по выслуге лет в связи с не включением в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет вышеуказанных периодов в должности медсестры дневного стационара, старшей медсестры традиционной медицины ЗАО «<данные изъяты>», поскольку организационно-правовая форма учреждения «ЗАО», номенклатурой учреждений здравоохранения не предусмотрена, право на назначение льготной пенсии имеют лишь работники государственных и муниципальных учреждений. Согласно ст.27 п.1 подп.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, если они осуществляли лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. При определении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по указанному подпункту 20, применяются ко всем периодам работы Правила и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781, вступившие в силу 14.11.2002года. В вышеуказанном Списке указаны средний медицинский персонал(медсестры), работающие в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Как следует из материалов дела, Смирнова Н.Н. спорные периоды работала медицинской сестрой и старшей медсестрой в ЗАО «Поликлинический комплекс»(л.д.13-15). Должности, занимаемые истицей, полностью соответствует указанным должностям по Списку, однако, такая организационно-правовая форма предприятия, как ЗАО Списком не предусмотрена. Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», необходимо учитывать, что вопрос о виде(типе) учреждения(организации), тождественности выполняемой истцом функций, условий и характера деятельности тем работам(должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании(характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Аналогичная позиция изложена в Постановлении Конституционного суда РФ от 03.06.2004года №11-П «Форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 310-О по запросу Законодательного <адрес>. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств. Установление такого правового механизма предполагалось, в частности, при принятии нового пенсионного законодательства в рамках проводимой пенсионной реформы. Так, в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и N 1067 содержалось поручение Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в 3-месячный срок подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными. Однако это поручение не было реализовано; не принят до настоящего времени и федеральный закон об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации. 3.4. Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39. Взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в той мере, в какой они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует, - порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть 1) и 37 (часть 3). Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим не затрагивается прерогатива Федерального Собрания при реформировании института досрочных пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы пенсионного обеспечения указанных лиц с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления». Таким образом, иная организационно-правовая форма учреждения, нежели государственная или муниципальная, не может однозначно служить основанием к отказу в назначении досрочной пенсии. Необходимо установить род деятельности истицы, ее должностные обязанности, характер работы. Суд полагает возможным включить спорные периоды в льготный стаж работы, исходя из следующего. Из Устава ЗАО «<данные изъяты>»(л.д.24-27) усматривается, что основными целями и видами деятельности ЗАО является оказание медицинской помощи гражданам, обслуживание и реабилитация больных в амбулаторных условиях, на дому, в стационаре, оказание первой медицинской помощи, оздоровительно-лечебной и профилактической помощи и иная медицинская деятельность. ЗАО с 1996года по настоящее время имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности(л.д.44-60). По ЗАО утверждено штатное расписание, в котором указаны отделения, в том числе и отделение традиционной медицины, дневной стационар, где работала истица(л.д.17-19). Также из должностной инструкции старшей медсестры(л.д.78-80) усматривается, что в ее обязанности входит прием больных, выполнение процедур, иные обязанности, связанные с медицинским обслуживанием граждан. Кроме того, в утвержденном 1.07.2004года Уставе ЗАО указано, что ЗАО является правопреемником АУ «<данные изъяты>»(л.д.25), что подтверждается и предыдущими редакциями Устава(л.д.28-43). Все предыдущие периоды включены ответчиком в специальный стаж истицы, по непонятной причине только исходя из переименования ОАО в ЗАО спорные периоды не включены. Тот факт, что организацией не были представлены сведения персонифицированного учета в установленном законом порядке, не может влиять на права истицы. Таким образом, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению, поскольку организация, в которой работала истица, в части наименования медицинского учреждения тождественна организациям здравоохранения, предусмотренным Списком. Пенсионным органам не предоставлены полномочия на установление тождества наименований учреждений, тем учреждениям, работа в которых дает право на зачет периода работы в специальный трудовой стаж, однако, суд полагает, установленным, что работа истицы в должности медсестры ЗАО «<данные изъяты>» тождественна работе медсестры в учреждениях здравоохранения. Возражения ответчика в части того, что истица работала медсестрой отделения традиционной медицины, а с их точки зрения, традиционная медицина тождественна понятию народная медицина(целительство), что подразумевает платность услуг, не может быть принята судом во внимание, поскольку назначение пенсии в данном случае вообще не связано в наименованием структурного подразделения(отделения), в котором работала истица. В Списке отсутствуют ограничения назначения пенсии в связи с работой в конкретном отделении. Кроме того, традиционная медицина и народная медицина явно различные понятия, что подтверждается определением народной медицины ст.57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» и положением об отделении традиционной медицины(отделения гирудотерапии) ЗАО – л.д.110) Что касается иска в части включения в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, то в данной части иск также подлежит удовлетворению. Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы(должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Соответственно, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней, днем обращения считается день приема пенсионным органом заявления со всеми необходимыми документами. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, то орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если таковые будут представлены не позднее, чем через три месяца, то днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления. Поскольку, исходя из фактически выполняемых истицей обязанностей, условий и характера деятельности судом установлено право истицы на досрочную пенсию с учетом периодов работы, который не был зачтен ответчиком, вины истицы в несоответствии наименования учреждения и выполняемых ею фактически обязанностях не установлено, за назначением пенсии истица своевременно обратилась в УПФН, а в суд в пределах срока исковой давности, то нарушенное право истицы подлежит восстановлению в полном объеме, т.е. с момента ее первоначального обращения за назначением пенсии. На основании изложенного и руководствуясь ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Невскому району включить Смирновой Н. Н.евне в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, периоды работы с 02.07.2005 по 21.12.2005, с 06.01.2006 по 31.12.2006, с 06.01.2007 по 31.12.2007, с 08.02.2008 по 31.12.2008, с 11.01.2009 по 17.08.2010, с 01.09.2010 по 28.02.2011года в должности медсестры(старшей медсестры) в ЗАО «<данные изъяты>», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.10.1993 по 18.10.1993, с 26.03.1998 по 23.04.1998, с 10.01.2008 по 17.02.2008года,с 14.05.2007 по 22.10.2009года, обязав. Управление пенсионного фонда РФ по Невскому району назначить пенсию по выслуге лет со дня первоначального обращения в УПФН с 24 марта 2011года. Решение может быть обжаловано в городской суд Сант-Петербурга в течении 10 дней. Судья: