Дело № 2-5815/11 ДД.ММ.ГГГГ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе : Председательствующего судьи Вайнонен Е.Э., С участием прокурора Пряженковой Н.В., при секретаре Шукшиной А.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Невского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Федоровой Н. П. к ООО « Жилкомсервис № Невского района » об обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, установил: Прокурор Невского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов Федоровой Н.П. к ООО «Жилкомсервис № Невского района» об обязании в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ДД.ММ.ГГГГ корректировку платы за отопление в <адрес>, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства. Прокурор Невского района Пряженкова Н.В. в судебном заседании поддержал исковые требования. Истец Федорова Н.П. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика - ООО «Жилкомсервис № Невского района» - в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал. Представитель третьего лица ГУП «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав прокурора, истца Федорову Н.П., представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ч.1, ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти Санкт-Петербурга. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.2009 N 196-р. Как следует из ч.2 ст.157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за услуги, предусмотренные частью 4 ст.154 Жилищного кодекса РФ рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти Санкт-Петербурга. В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п.2,4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п.12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов ( п.13 Правил). Статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга). Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Согласно пункту 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам. Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис № Невского района » является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Истец Федорова Н.П. зарегистрирована и проживает в <адрес>. Как следует из счета-извещения, направленного истцу в ДД.ММ.ГГГГ., истцу дополнительно была начислена плата за отопление в сумме 696,11руб. Из возражений ответчика на иск следует, что, согласно справке-расчету корректировка произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления в сентябре 2010 года по сравнению с показателями октября 2009 года. Однако самой справки-расчета представителем ответчика не было представлено. В обоснование своих возражений ответчик ссылается на пункт 5.1 договора теплоснабжения, заключенного между ООО «Жилкомсервис № Невского района» и ресурсоснабжающей организацией ГУП «<данные изъяты>», предметом которого является подача тепловой энергии и горячей воды, которым указанная корректировка размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения предусмотрена. С данной позицией суд согласиться не может, поскольку согласованная сторонами возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., которыми установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Так, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст.154 Жилищного Кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном положениями ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, В силу ч.13 статьи 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуга подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14 апреля 3995 года N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга №1346 от 13.09.2005 года «О Комитете по тарифам». Положениями пункта 16 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» также определено, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. (п. 13) Согласно подпункту «б» п.21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с пп.2 п.2 приложения N К с Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп.3 п.2 приложения N 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета. Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии. Из материалов дела усматривается, что Федоровой Н.П., зарегистрированной по адресу: <адрес> корректировка платы за отопление за отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ. с включением начисленной суммы корректировки в квитанцию по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ДД.ММ.ГГГГ. была произведена в соответствии с п.19 Правил, поскольку дом, в котором проживает Федорова Н.П., общедомовыми приборами учета не оборудован, что подтверждается справкой, представленной ООО «Жилкомсервис № Невского района»; данное обстоятельство сторонами в суде не оспаривается. Вместе с тем, учитывая, что в силу указанных выше норм при отсутствии в доме коллективного (общедомового) прибора учета корректировка платы за отопление возможна только исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления, которые в спорный период в установленном порядке не производились, суд приходит к выводу о том, что действия ООО "Жилкомсервис № Невского района" по начислению Федоровой Н.П. дополнительной платы за отопление являются незаконными, поэтому исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании ст. 103 ГПК РФ, взысканию с ответчика в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 200 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора Невского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Федоровой Н. П. удовлетворить. Обязать ООО « Жилкомсервис № Невского района » в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение в <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с ООО « Жилкомсервис № Невского района » госпошлину в доход федерального бюджета в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней. Судья: