Дело № 2-5574/11 ДД.ММ.ГГГГ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Вишневецкой О.М., при секретаре Куленич В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой Н. Н. к ООО 1 Санкт-Петербурга о признании действий незаконными, об обязании произвести перерасчет, взыскании судебных расходов за юридические услуги, УСТАНОВИЛ: Лебедева Н.Н. обратилась с требованиями к ООО 1 о признании действий незаконными, об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление по квартире <адрес>, взыскании судебных расходов в размере 3000 руб., в обоснование своих требований указав, что корректировка платы за отопление была произведена в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный перио<адрес> годов, истец указанную корректировку находит противоречащей действующему законодательству. Истица обращалась в ООО 1 для корректировки платы за отопление за отопительный сезон 2009-2010 гг. В ответе ООО 1 от ДД.ММ.ГГГГ содержался отказ в произведении перерасчета, сославшись на то, что в доме, в котором проживает истица, установлен узел учета тепловой энергии, и корректировка была произведена на основании данных об объеме тепловой энергии в многоквартирном доме /л.д. 9/. Истица в судебное заседание явилась, поддержала исковое заявление. Представитель ответчика в суд явился, против иска возражает, указывая, что произведенная корректировка соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06г., расчеты с потребителями тепловой энергии в данном доме производятся исходя из объемов потребленной тепловой энергии, определенной по показаниям узла учета. Размер судебных расходов считает завышенными. Представитель третьего лица 2 в суд не явился, о слушании дела извещен. Выслушав объяснения сторон, проверив материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Из материалов дела следует, что ООО 1 является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию /л.д. 18-67/. Истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> /л.д. 7/. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно положению ч. 2 статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Положениями ч. 4 статьи 154 установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 13 Правил № 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. В соответствии с п. 1 и п. 2 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.06г. данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 8 Правил N 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил N 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Как следует из счета-извещения, направленного истице в декабре 2010г., ей дополнительно была начислена плата за отопление в сумме 821 руб. 85 коп. /л.д.8, 8 оборот/. Судом установлено, что корректировка произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления в марте 2010 года по сравнению с показателями февраля 2009 года. Согласно справке ООО 1 приборы учета тепловой энергии по адресу: <адрес> были установлены ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 17/. Таким образом, судом достоверно установлено, что УУТЭ в доме, где проживает истец, в спорный период (отопительный сезон 2009-2010гг..) установлен не был. Возможность корректировки за отопление основана на договоре N 6887.038.1 от 01 апреля 2008 года, заключенном между ООО 1 и ресурсоснабжающей организацией 2, предметом которого является подача тепловой энергии в горячей воде. Вместе с тем, согласованная сторонами возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 306. В силу ч. 13 ст. 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуга подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Вместе с тем, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга №1346 от 13.09.2005 года «О Комитете по тарифам». В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода …(пункт 1 статьи 13). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13). Законом N 41-ФЗ, действовавшего на спорный период, установлено также, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2). Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов. При указанных обстоятельствах, доначисление истцу платы за отопление не основанное на нормативах потребления и действующих тарифов, нельзя признать законным. Исковые требования Лебедевой Н.Н. подлежат удовлетворению. Также истица просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 руб. Как указано в исковом заявлении, Лебедева Н.Н. обращалась в ЗАО 1 для консультаций и подготовки искового заявления. За предоставленные услуги истицей было уплачено 3000 руб., что подтверждается счет-квитанцией и чеком-ордером /л.д. 12-13/. Часть первая статьи 100 предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Реализация названного права судом возможна в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела. В определении от 21 декабря 2004 года N 454-О Конституционный Суд РФ указал, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела. Судом принята во внимание сложность дела, объем права, получившего защиту и его значимость. Расходы понесены за составление искового заявления, в судебных заседаниях истица участвовала самостоятельно. Суд полагает возможным снизить размер расходов, понесенных ответчиком на оплату юридических услуг, с учетом фактических обстоятельств дела и требований разумности до 1500 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконными действия ООО 1 по корректировке платы за отопление в отопительный сезон 2009-2010 гг., по квартире <адрес>. Обязать ООО 1 произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление в размере 821 рублей 85 копеек, в том числе пени на сумму перерасчета. Взыскать с ООО 1 в пользу Лебедевой Н. Н. судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 1 500 рублей. Взыскать с ООО 1 в доход бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней. Судья