Дело № 2-2449/11 ДД.ММ.ГГГГ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе: рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Невского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Рыбаковой Е. А. к ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ДД.ММ.ГГГГ корректировку платы за отопление, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Невского района обратился в суд в защиту интересов Рыбаковой Е.А. к ответчику и, окончательно уточнив требования, просит произвести перерасчёт платы за жилое помещение в квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ, взыскать расходы по госпошлине, ссылаясь на то, что акты проверки готовности узлов учёта тепловой энергии к эксплуатации на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖКС № 1 Невского района» не представлены, в связи, с чем, вопрос о количестве потреблённой тепловой энергии при отсутствии приборов учёта должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг (л.д.<данные изъяты>). Прокурор в суд явился, на иске настаивает. Представитель ответчика в суд явилась, иск не признаёт. Рыбакова Е.А. в суд не явилась, о существе спора знает. Привлечённые к участию в деле в качестве третьих лиц – ООО «Фирма РОСС», СПБ ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» в суд не явились, представили отзывы на иск. Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, отзывы третьих лиц, считает исковые требования прокурора Невского района подлежащими отклонению. В ходе судебного разбирательства прокурор пояснил, что, несмотря на наличие в спорном доме общедомовых узлов учёта тепловой энергии, последние к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ подготовлены не были, в связи, с чем, количество потреблённой тепловой энергии должно рассчитываться из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, а потому действия ответчика по начислению Рыбаковой Е.А. дополнительной платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> являются незаконными (л.д.<данные изъяты>). В свою очередь, представитель ответчика пояснила суду, представив письменный отзыв на иск, что согласно акту повторного допуска узла учёта тепловой энергии в спорном доме, принятого в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией ООО «Фирма РОСС» на спорный отопительный сезон, которая также выставляла счета на оплату, которые была меньше сумм, оплаченных населением. Расчёты с потребителями тепловой энергии в этом доме производятся исходя из показаний узлов учёта тепловой энергии в соответствии с законодательством РФ, а потому требования прокурора подлежат отклонению (л.д.<данные изъяты>). Согласно отзыву ООО «Фирма РОСС», последняя состоит в договорных отношениях с ООО «ЖКС № 1 Невского района» по теплоснабжению спорного дома, ответчик оплачивает только часть отпущенной тепловой энергии, оставшаяся - оплачивается из городского бюджета в связи, с тем, что тариф отпуска тепловой энергии потребителям их организации выше тарифа на отпуск тепловой энергии для граждан (л.д.<данные изъяты>). Согласно отзыву СПБ ГУП «ВЦКП», сведения о размере начислений платы отражались в платёжных документах «счёт за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги», ежемесячно предъявлявшиеся к оплате гражданам (л.д.<данные изъяты>). Из материалов дела следует, что Рыбакова Е.А. является собственником квартиры <данные изъяты>, в которой зарегистрирована (л.д.<данные изъяты>). В ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района», Рыбаковой Е.А. дополнительно начислена плата за отопление в размере <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>). В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). В соответствии с п. 1 и п. 2 Правил, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета, расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил. Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию (л.д.<данные изъяты>). Нормы п. 2 ст. 2 ФЗ РФ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предусматривают, что ввод в эксплуатацию средств измерений – документально оформленная в установленном порядке готовность средств измерений к использованию по назначению. Согласно «Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя» (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 года № Вк-4936), приборами учета являются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов. В соответствии с п. 1.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», требования данных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии, независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя. Пунктом 1.3 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил. Разделом 7 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» регулируются правоотношения по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Пунктом 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 – Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации. Пунктом 7.7 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 5 – Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Из представленных ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фирма РОСС» утвержден Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по установленной форме (л.д.<данные изъяты>), а Актом от ДД.ММ.ГГГГ узел учёта тепловой энергии допускается в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>). Возражая против заявленных требований, представитель ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района» указывала, что в соответствии с п. 9.5 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», снятые показания приборов узла учета потребителя, направляются в энергоснабжающую организацию, которая именно по данным показаниям и выставляет счета на оплату израсходованной тепловой энергии ответчику. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленным ООО «Фирма РОСС» ответом, с приложенными счетами на теплопотребление за спорный период времени (за отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.<данные изъяты>). Судом установлено, что узел учета тепловой энергии в доме <адрес> установлен и допущен к эксплуатации в соответствии с условиями договора теплоснабжения, заключенного между ООО «Фирма РОСС» и ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района», расчеты производятся с использованием тарифов, установленных для потребителей тепловой энергии ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В соответствии с нормами ФЗ от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, в связи, с чем, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке. Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга издаются соответствующие Распоряжения об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на конкретный год. Данный тариф устанавливается за единицу измерения тепловой энергии – 1 гигакалория (Гкал). Согласно ответу ООО «Фирма РОСС» и представленными ею счетами, теплопотребление спорного объекта за ДД.ММ.ГГГГ составило 936,15 Гкал/год, за ДД.ММ.ГГГГ – 521,1 Гкал/год (л.д.<данные изъяты>). В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 градусов С, а конец отопительного периода – при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 градусов С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода. Подпунктом «б» Пунктом 21 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам и указано, что при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам. Подпунктом 3 пункта 2 Приложения № 2 к Правилам предусмотрена следующая формула для проведения корректировки: S i Р = Р х ---- - Р, (8) o2.i k.пр S fn.i D где: P – размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из k.пр показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); S – общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) i в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м.); S – общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого D дома (кв. м.); Р – общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении fn.i многоквартирного дома за прошедший год (руб.). Из материалов дела следует, что годовая стоимость отпущенной тепловой энергии, определённая по показаниям общедомового узла учета, на спорном объекте за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, часть из которых оплачивалась их бюджета города, что подтверждается ответами ООО «Фирма РОСС», с выставленными ею счетами за указанный период времени (л.д.<данные изъяты>). Согласно ответу ПИБ Невского района, общая площадь многоквартирного дома <адрес> составляет 1.978,9 кв.м., общая площадь квартиры <адрес>, принадлежащей Рыбаковой Е.А., составляет <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>). Корректировка платы за отопление по квартире Рыбаковой Е.А. за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>). Таким образом, суд, проверяя согласно вышеуказанной формуле, расчет корректировки платы за отопление по квартире <адрес>, обоснованно признаёт, что он составил <данные изъяты> и признал, что фактически Рыбаковой Е.А. в квитанцию за ДД.ММ.ГГГГ была включена корректировка оплаты за отопление по итогам отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, что связано с установленным предельным, максимальным индексом изменения платы граждан за коммунальные услуги при неизменных наборе и объеме оказываемых услуг. Произведенные ответчиком расчеты по корректировке оплаты за тепловую энергию судом проверены и прокурором не оспаривались. Позиция суда не противоречит выводам, изложенным в решении Верховного Суда РФ от 12.01.2011 года по делу № ГКПИ10-1499 по заявлению Щ. о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307. Разрешая спор, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, № 23. Согласно Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета, размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв.м.), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета. Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года), размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии. Подпункт 3 пункта 2, подпункты 3 и 5 пункта 3 Правил, оспариваемые заявителем, предусматривают периодическую корректировку исполнителем платы по изложенным в них формулам 8, 10, 11. Из содержания всех этих формул следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных)) приборов учета, а при их отсутствии – из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета. Расчет размера платы производится на основе утвержденного тарифа на тепловую энергию, в связи, с чем, довод заявителя о получении в результате корректировки сверх доходов монополистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства не соответствует действительности. Необоснованным было признано и утверждение о том, что оспариваемыми нормативными положениями на добросовестных плательщиков возлагается обязанность по оплате долгов лиц, не оплативших за коммунальные услуги. Размер задолженности указанных лиц не входит в состав показателей, учитываемых в соответствии с утвержденными формулами при корректировке размера платы за отопление. Лишенной правовых оснований была признана и ссылка заявителя на включение в состав платы сверхнормативных потерь коммунальных ресурсов по вине их поставщиков, то есть ресурсоснабжающих организаций. Верховный Суд РФ в своем решении указал, что границей эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающих организаций, в том числе за сверхнормативные потери, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491). При корректировке же размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные выводы, Верховный Суд подтвердил, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года № ГКПИ-1770, которым подтверждена законность подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги, указав, что правовая позиция, выраженная в этом решении, в полной мере распространяется на аналогичные отношения, регулируемые оспариваемыми по настоящему делу нормами Правил. Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, правовые нормы, предусматривающие периодическую корректировку платы за отопление, не противоречат федеральному закону, прав и законных интересов заявителя не нарушают. Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Ответчиком представлены помесячные отчёты потреблённой энергии по объекту за спорный период (л.д.<данные изъяты>). Суд делает вывод о том, что деятельность по отоплению помещений носит комплексный характер и включает в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону, консервацию их после его окончания, планирование и управление в области отопительного хозяйства. Таким образом, потребители оплачивают не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную в целом услугу по отоплению в течение всего календарного года. Определение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с разделом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» производится по определенной формуле, из содержания которой не следует, что граждане обязаны платить за отопление только в течение отопительного сезона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к указанным Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Невского района в защиту интересов Рыбаковой Е. А. к ООО «ЖКС № 1 Невского района» об обязании произвести перерасчёт платы за жилое помещение в квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов, подлежат отклонению. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске прокурору Невского района в защиту интересов Рыбаковой Е. А. к ООО «Жилкомсервис № 1 Невского района об обязании провести перерасчёт платы за жилое помещение в квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление за ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов отказать. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней. Судья: председательствующего судьи Корсукова Л.И. с участием прокурора Горбунова С.А. при секретаре Ермаковой Н.С.,