Приговор в отношении Гумерова Р.М. по ч. 4 ст. 111 УК РФ



Дело №1-17/12

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

гор. Нурлат 13 февраля 2012 года

Судья Нурлатского районного суда Республики Татарстан Нуруллина Л.М.,

с участием государственного обвинителя – Нурлатского городского прокурора Республики Татарстан Валиуллова А.З.,

подсудимого Гумерова Р.М.,

защитника Санникова В.К.,

представившего удостоверение № и ордер № ,

при секретаре Бахтияровой Г.В.,

а также потерпевшего ФИО1.,

рассмотрев материалы уголовного дела в общем порядке в отношении

Гумерова Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, по национальности <данные изъяты>, имеющего <данные изъяты> образование, <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрированного в <адрес>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.111 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ года в период времени с 19.00 до 22.00 часов, точное время не установлено, Гумеров Р.М., находясь в состоянии алкогольного опьянения, вернулся в дом по месту своего проживания, расположенного в <адрес>, где обнаружил лежащую на крыльце сожительницу ФИО2., находившуюся в состоянии алкогольного опьянения. Гумеров Р.М., разозлившись на ФИО2. ввиду нахождения последний в состоянии алкогольного опьянения, реализуя свой внезапно возникший преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, нанес не менее двух ударов правой ногой в область ягодиц ФИО2., после чего взял в руки деревянный штакетник и нанес им не менее четырех ударов по груди и не менее одного удара по левой руке ФИО2. Далее Гумеров Р.М. в продолжение своего преступного умысла, направленного на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни ФИО2., выбросив штакетник во дворе дома, схватил последнюю за одежду и, приподняв ФИО2. с крыльца, ударил ее не менее трех раз головой об деревянную ступеньку крыльца. От полученных телесных повреждений ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ года в период времени с 21.00 до 22.00 часов скончалась на месте происшествия. Гумеров Р.М. после наступления смерти ФИО2., с целью сокрытия совершенного им преступления, перенес труп последней в погреб, находившийся во дворе своего дома, забросал старой одеждой и закопал.

Подсудимый Гумеров Р.М. в судебном заседании вину признал полностью и, подтвердив свои показания, данные им в ходе предварительного следствия, показал, что днем ДД.ММ.ГГГГ года он, употребив совместно с ФИО3. спиртное, пришел домой, где увидел лежащую на крыльце ФИО2. При этом на ее теле никаких телесных повреждений не было. Увидев, что ФИО2. находится в состоянии алкогольного опьянения, разозлился на нее и ударил два раза правой ногой по ягодицам последней. Затем он, взяв в руки деревянный штакетник, находящийся возле крыльца со всей силы ударил им не менее четырех - пяти раз по спине ФИО2. Далее, взяв ФИО2. за одежду и приподняв ее, со всей силы ударил три раза головой об деревянную ступеньку крыльца. Через некоторое время он понял, что от его ударов ФИО2. умерла. После этого он, чтобы скрыть преступление, спустил труп ФИО2. в погреб, накрыл тело меховой шубой, предметами одежды и присыпал землей. На следующий день около 10 часов он закопал погреб. О произошедшем он никому не рассказывал. Убивать ФИО2. он не желал.

Данные показания Гумеров Р.М. подтвердил в ходе проверки показаний на месте (том 2, л.д. 60-69).

Показания Гумеровым Р.М. в ходе предварительного следствия даны в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона, в присутствии защитника, то есть в условиях, исключающих какое-либо давление.

Кроме признания подсудимым своей вины его вина в совершении вышеуказанного преступления подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, из протокола осмотра места происшествия с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что при осмотре хозяйства дома <адрес>, принадлежащего Гумерову Р.М., был вскопан погреб, из которого были извлечены костные останки трупа и вещи, а именно два фрагмента пледа (покрывало) зеленого цвета, спортивные брюки синего цвета, женские брюки черного цвета, шерстяной платок синего цвета (том, 1, л.д. 60-70).

Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что костные останки, выкопанные в ходе осмотра места происшествия – хозяйства Гумерова Р.М., расположенного в <адрес>, принадлежат скелету одного человека – скелету женщины, европеоидной расы, костный возраст которой 40-50 лет, длина тела 154,6-161,1 см. При судебно-медицинской экспертизе костных останков трупа обнаружены: вдавленный перелом затылочной кости справа, вдавленный перелом левой височной кости, левого суставного отростка нижней челюсти, которые образовались от ударного воздействия тупого твердого предмета с продолговатой ограниченной поверхностью. Перелом 3 ребра слева по среднеключичной линии, перелом 2 ребра справа по задне-подмышечной линии, 3 ребра справа по средне-подмышечной линии, 4 ребра справа по средне-подмышечной линии, которые образовались от действия травмирующей силы в область передней поверхности грудной клетки. Полный поперечный перелом левой плечевой кости в средней трети, который образовался в результате изгиба, что могло явиться следствием как удара тупым твердым предметом в область передне-внутренней поверхности плечевой кости, так и осевого нагружения с местами приложения силы в области концевых отделов кости. Согласно приказу № 194н об утверждении медицинских критериев определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека, переломы костей свода черепа, в случае их прижизненности относятся к категории причинивших тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни, создающий непосредственную угрозу для жизни, перелом плечевой кости в случае прижизненности относится к категории причинивших тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть, множественные двусторонние переломы ребер в случае прижизненности относятся к категории причинивших средний тяжести вред здоровью по признаку длительности расстройства здоровья продолжительностью свыше 21 дня. На костях скелета следов хирургических операций по поводу костно-травматических повреждений не обнаружено. При судебно-химическом исследовании мягких тканей этиловый спирт не обнаружен. Не обнаружены другие алифатические спирты. Судя по степени выраженности поздних трупных явлений (практически полного скелетирования трупа, коричневато-серый цвет сохранившихся костей), учитывая время года и место пребывания костных останков, смерть могла наступить не ранее 1-ого года до момента проведения исследования в морге (том 1, л.д. 125-128).

Допрошенный в качестве свидетеля эксперт ФИО4 в судебном заседании показал, что не исключается возможным наступление смерти ФИО2. при получении прижизненно телесного повреждения головы в виде перелома костей свода черепа – вдавленного перелома затылочной кости справа, вдавленного перелома левой височной кости, левого суставного отростка нижней челюсти, так как вышеуказанные телесные повреждения относятся к категории причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, создающий непосредственную угрозу для жизни, образовавшиеся от ударного воздействия тупого твердого предмета с продолговатой ограниченной поверхностью. Данные телесные повреждения могли быть получены при обстоятельствах, изложенных Гумеровым Р.М., а именно при ударении головой ФИО2. об деревянную лестницу.

Таким образом, обнаруженные при производстве экспертизы телесные повреждения, причиненные ФИО2., полностью согласуются с показаниями Гумерова Р.М. о количестве и локализации их причинения, в связи с чем суд считает их достоверными и ложит в основу приговора.

Потерпевший ФИО1. в судебном заседании показал, что ФИО2. приходилась ему матерью. Мать примерно с 2003 года сожительствовала с Гумеровым Р.М. Они жили плохо, так как они злоупотребляли спиртными, Гумеров Р.М. всегда избивал мать. Гумерова Р.М. он характеризует как агрессивного и неуравновешенного, злоупотребляющего спиртными напитками человека. Последний раз он видел мать в 2006 году, когда последняя приходила к нему в коррекционную школу. От сотрудников полиции он узнал, что во дворе дома Гумерова Р.М. были обнаружены скелетированные останки человеческого трупа, предположительно принадлежащие его матери ФИО2.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5. показал, что летом 2011 года он приехал к Гумерову P.M., при этом последний находился в состоянии алкогольного опьянения. При разговоре Гумеров Р.М. сказал ему, что он действительно убил ФИО2. и закопал в погребе. Через неделю Гумеров Р.М., также находясь в состоянии алкогольного опьянения, подтвердил, что ФИО2 убил он и закопал в погребе.

Свидетель ФИО3. в судебном заседании показал, что ФИО2. он в последний раз видел в августе месяце 2010 года, когда пришел к Гумерову P.M. домой. ФИО2. лежала на крыльце дома в состоянии алкогольного опьянения. При этом на теле последней каких-либо телесных повреждений не было. При нем Гумеров Р.М. ФИО2 не избивал. После этого он ушел домой и больше ФИО2. он не видел. От жителей деревни он узнал, что во дворе дома Гумерова Р.М. был обнаружен скелетированный человеческий труп, но кому он мог принадлежать, не знает.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО6. в судебном заседании показал, что по соседству с ним в доме <адрес> проживает Гумеров Р.М., с которым до августа 2010 года сожительствовала ФИО2. Последние злоупотребляли спиртными напитками, не имели постоянной работы. В конце августа 2010 года он заметил, что ФИО2. на протяжении длительного времени не появляется дома. Встретив на улице Гумерова P.M., он поинтересовался о ФИО2., на что Гумеров P.M. ему ответил, что ФИО2. бросила его и ушла. От супруги ФИО7. он узнал, что погреб, в котором Гумеров P.M. хранил картофель, закопан землей. ДД.ММ.ГГГГ года, когда сотрудники правоохранительных органов начали вскапывать местонахождение погреба, он находился рядом, где впоследствии выкопали костные останки человеческого трупа. При дополнительном допросе также показал, что летом 2010 года он видел, как Гумеров Р. избивал во дворе дома ФИО2 штакетником по всему телу, при этом последняя был пьяная и без одежды. Об этом он впоследствии рассказал ФИО 8. После этого случая ФИО2. пропала и ее больше никто не видел.

Свидетель ФИО9. в судебном заседании показала, что в период времени с января по август 2011 года она сожительствовала с Гумеровым Р.М., который часто злоупотреблял спиртными напитками и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, устраивал с ней скандалы и избивал ее. ФИО2. с момента, когда она начала сожительствовать с Гумеровым P.M., она не видела. Гумеров P.M. ей говорил, что ФИО2. уехала от него в неизвестном направлении и больше не возвращалась. В ходе общения с соседями Гумерова P.M. она узнала, что Гумеров P.M. убил ФИО2. и закопал ее тело в огороде. Летом 2011 года во время работы в огороде она обратила внимание, что имеется небольшой участок необработанной земли, на котором имелись сильные заросли травы. Она предложила Гумерову P.M. скосить траву и посадить на этом месте овощи, однако последний стал ее отговаривать, пояснив, что на этом месте ранее обрушился погреб и земля на этом месте рыхлая, и она может провалиться. При очередном скандале Гумеров Р.М., будучи в состоянии алкогольного опьянения, сказал ей, что он убьет ее, как убил ФИО2., и закопает в погребе дома.

Свидетель ФИО10. в судебном заседании показал, что с 2007 года работает в ООО «<данные изъяты>». В период времени с середины мая по сентябрь 2010 года он выполнял обязанности <данные изъяты>». В тот период на МТФ работали восемь доярок, в том числе и ФИО2., которая сожительствовала с Гумеровым P.M. При этом последние часто совместно злоупотребляли спиртные напитки. Примерно в конце августа 2010 года ФИО2. перестала ходить на работу, однако этому он значение не придал, так как последняя и ранее в течение нескольких дней могла не приходить на работу. Больше ФИО2. он не видел. В сентябре 2011 года он позвонил в дежурную часть отдела полиции г. Нурлат и сообщил об исчезновении ФИО2., а затем написал заявление по этому же поводу.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО11. в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ года в отдел МВД России по Нурлатскому району поступило телефонное сообщение, а позже заявление гражданина ФИО10. о том, что в конце августа 2010 года без вести пропала его работница ФИО2. и до настоящего времени ее местонахождение не известно. После этого им было заведено розыскное дело. ДД.ММ.ГГГГ года в ходе беседы с Гумеровым Р.М. последний написал явку с повинной, где изложил обстоятельства, каким-образом он убил ФИО2. и закопал ее в погребе, находящего во дворе его дома. Кроме того, Гумеровым Р.М. была написана вторая явка с повинной, в которой он также изложил более подробные обстоятельства совершения в отношении ФИО2. преступления. Какого-либо давления он на него не оказывал, последний сам явился в полицию с повинной.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО12. в судебном заседании показал, что явку с повинной у Гумерова Р.М. отбирал оперуполномоченный ФИО13. Какого-либо физического или морального давления на Гумерова Р.М. со стороны сотрудников полиции не оказывалось.

Свидетель ФИО 8. в судебном заседании показала, что последний раз видела ФИО2. летом 2010 года. Позже ФИО6. рассказал ей, что он видел, как Гумеров Р. избивал ФИО2. штакетником. Потом по деревне пошли слухи, что Гумеров Р. убил ФИО2. и бросил в свой погреб.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО14 в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ года к нему поступил материал проверки по факту исчезновения ФИО2. В последующем от Гумерова Р.М. поступила явка с повинной о том, что он причастен к убийству ФИО2. В ходе осмотра хозяйства Гумерова Р.М. в погребе были обнаружены костные останки и вещи: шуба, синий платок, футболка, 2 пары брюк. В ходе допроса Гумерова Р.М. последний показал, что он нанес ФИО2 несколько ударов ногами по ягодицам, потом взял в руки штакетник и нанес не менее четырех ударов по спине ФИО2., после чего три раза головой ударил ФИО2. о деревянную лестницу. Также им была проведена проверка показаний Гумерова Р.М. на месте в присутствии адвоката. Гумеров Р.М. показывал, как наносил удары ФИО2. и закопал ее труп у себя в погребе. Никаких замечаний со стороны Гумерова Р.М. и его адвоката не было. Гумеров Р.М. дал подробные показания, вину признал в полном объеме и раскаивался в содеянном. В ходе следствия из отдела МВД России по Нурлатскому району РТ к нему поступило заявление Гумерова Р.М. о том, что он написал явку с повинной под давлением оперативников. Однако проведенная им проверка данные факты не подтвердила.

Из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в ходе осмотра подсобного хозяйства и дома, принадлежащего Гумерову Р.М., расположенного в гор. <адрес>, были изъяты документы, принадлежащие ФИО2. (том 1, л.д. 30-31).

В соответствии с заключением судебно-психиатрических экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ года Гумеров Р.М. каким-либо психическим расстройством или слабоумием не страдает и не страдал таковыми в период, относящийся к инкриминируемому ему правонарушению. В период времени, относящийся к совершению правонарушение, он имел те же расстройства и находился в состоянии простого алкогольного опьянения. В отношении инкриминируемого ему деяния мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, а также мог правильно воспринимать обстоятельства дела. В настоящее время Гумеров Р.М. также может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается (том 1, л.д. 147-148).

Согласно заключению эксперта (экспертиза вещественных доказательств) № от ДД.ММ.ГГГГ года на спортивных брюках синего цвета, изъятых с места происшествия, обнаружена кровь, видовая принадлежность которой не установлена ввиду слабой насыщенности и малых размеров (том 1, л.д. 133-136).

Кроме этого, виновность подсудимого подтверждается также телефонограммой врача судебно-медицинского эксперта медико-криминалистического отделения РБ СМЭ МЗ РТ ФИО15., которым установлено, что в ходе исследования костных останков человеческого трупа, извлеченных в результате вскопки погреба по адресу: <адрес>, было установлено, что на черепе трупа имеются повреждения в виде сдавленного перелома затылочной кости, перелома левой височной кости, обширного дефекта костей лицевого скелета, а также имеется перелом левой плечевой кости; при условии прижизненности повреждений костей свода черепа оценивается, как причинивший тяжкий вред здоровью, а, следовательно, при условии прижизненности могли состоять в прямой причинной связью со смертью (том 1, л.д. 15), телефонным сообщением ФИО10. от ДД.ММ.ГГГГ года, которым установлено, что летом 2010 года ФИО2. ушла с работы и местонахождение последней не установлено (том 1, л.д. 20), протоколом осмотра трупа с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе которого осмотрены костные останки трупа, изъятые при осмотре места происшествия хозяйства дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года (том 1, л.д. 71-78), протоколом явки с повинной Гумерова Р.М., где он признался, что ДД.ММ.ГГГГ года он нанес ФИО2. удары в область ягодиц, а также ударил головой об ступеньку крыльца, от чего последняя умерла, а труп закопал в погребе, находящего во дворе его дома (т. 2, л.д. 49-52), актом судебно-медицинского исследования трупа (том 1, л.д.84-88), протоколом осмотра предметов, признанных в качестве вещественных доказательств, от ДД.ММ.ГГГГ года (том 1, л.д. 92-96, 112-113).

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает вину подсудимого установленной и квалифицирует действия Гумерова Р.М. по ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года), как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Определяя меру наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного. Обстоятельств, отягчающих вину подсудимого, судом не установлено. Смягчающими вину подсудимого обстоятельствами суд признает признание им вины и раскаяние, явки с повинной, его возраст, отсутствие судимости, удовлетворительную характеристику, аморальность поведения самой потерпевшей.

Учитывая тяжесть совершенного преступления, суд считает исправление Гумерова Р.М. невозможно без изоляции от общества, поэтому суд назначает наказание в виде лишения свободы, но без дополнительного вида наказания в виде ограничения свободы и с учетом требований ст.62 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Гумерова Р.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года) и в соответствии санкции данной статьи назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на семь лет шесть месяцев без дополнительного вида наказания в виде ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения в виде заключения под стражу Гумерову Р.М. оставить без изменения. Начало срока наказания Гумерову Р.М. исчислять с ДД.ММ.ГГГГ года.

Вещественные доказательства - плед (покрывало) зеленого цвета, спортивные женские брюки синего цвета, женские брюки черного цвета, женский шерстяной платок синего цвета, два фрагмента шубы из искусственного меха черного цвета, хранящиеся в комнате вещественных доказательств Нурлатского МРСО СУ СКР по РТ, уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе в тот же срок ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья: Л.М.Нуруллина

.а