Дело № 2-87/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2011 годаНурлатский
районный суд Республики Татарстан в составе:председательствующего судьиНУРУЛЛИНОЙ Л.М.,
с участием помощника Нурлатского городского прокурора РТ Хасаншиной Л.М.,при секретареБахтияровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Нурлатские тепловые сети» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Нурлатские тепловые сети» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта. В обоснование своих требований указал, что в результате проверки территории предприятия ОАО «Нурлатские тепловые сети» в части соблюдения природоохранного законодательства было установлено, что в ходе осуществления деятельности предприятия в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества. Однако, несмотря на вышеуказанное, деятельность данного предприятия, оказывающая негативное воздействие на состояние окружающей среды, осуществляется в отсутствие утвержденного и согласованного в уполномоченном органе проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия, санитарно-эпидемиологического заключения по нему, что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с этим просит обязать ответчика в трехмесячный срок исполнить в натуре обязанность по утверждению и согласованию в уполномоченном органе проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании помощник Нурлатского городского прокурора РТ Хасаншина Л.М., поддержав требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора, дала аналогичные пояснения и просила обязать ответчика устранить нарушения до 1 августа 2011 года.
Представитель ответчика - ОАО «Нурлатские тепловые сети» Валеева К.С. в судебном заседании, признав исковые требования полностью, пояснила, что действительно в ходе прокурорской проверки территории предприятия ОАО «Нурлатские тепловые сети» были выявлены нарушения природоохранного законодательства. Обязалась устранить данные нарушения до 1 августа 2011 года.
Представитель третьего лица - Территориального Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по РТ Андарова Д.К. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора. Также пояснила, что проект организации санитарно-защитной зоны ОАО «НТС» выполнен не полностью, а именно необходимо произвести натуральные замеры вредных выбросов в атмосферу, провести оценку риска вредных выбросов на здоровье граждан и представить в Роспотребнадзор материалы для подтверждения санитарно-защитной зоны.
Выслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принимает признание иска, ибо это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане и юридические лица обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно к ней относится, соблюдать иные требования закона.
Согласно п.3 ст.16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу п.п. 2.1, 2.5, 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Статьей 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п. 4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
В судебном заседании установлено, что ОАО «Нурлатские тепловые сети» были нарушены требования природоохранного законодательства, выразившиеся осуществлении деятельности в отсутствие утвержденного и согласованного в уполномоченном органе проекта организации санитарно -защитной зоны предприятия, санитарно-эпидемиологического заключения по нему, что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
В связи с учетом мнения помощника Нурлатского городского прокурора суд устанавливает срок устранения нарушений до 1 августа 2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Нурлатские тепловые сети» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Нурлатские тепловые сети» утвердить и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, расположенного по адресу: <адрес> в срок до 1 августа 2011 года.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Нурлатские тепловые сети» 4000 рублей госпошлины в доход государства.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня его вынесения через районный суд.
Судья:Л.М. Нуруллина