Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения и лечебной деятельности.



2-488/2012 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нурлат 30 мая 2012 года

Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,

при секретаре судебного заседания В.С. Мальцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухутдиновой Г.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Н.р. Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию, в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения и лечебной деятельности, с участием истца Мухутдиновой Г.В., представителя ответчика Валитова Р.А.,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мухутдинова Г.В. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в льготный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья и лечебной деятельности.

В обоснование указала, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью льготного стажа. Из специального стажа были исключены периоды её работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера – диспетчера скорой медицинской помощи в Н-О ЦРБ, как не предусмотренной Списком должностей и наименований учреждений ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры здравпункта Н., как не предусмотренной штатным расписанием ЦРБ Н-О;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в спортивно-оздоровительном цехе Н.» поскольку Списком должностей и наименований учреждений спортивно-оздоровительный цех не поименован;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в обществе с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Л.», поскольку Списком должностей и наименований учреждений , санаторий-профилакторий не поименован.

Полагает, что исключение из специального стажа указанных выше периодов её работы является необоснованным, поскольку все учреждения, в которых она работала осуществляют деятельность по охране здоровья населения и лечебную деятельность.

Истец Мухутдинова Г.В. в судебном заседании дала аналогичные вышеуказанному пояснения и уточнив исковые требования пояснила, что поскольку решением УПФР в Н.р. периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера – диспетчера скорой медицинской помощи в Н-О ЦРБ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры здравпункта Н. включены в специальный стаж, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом исключен из специального стажа, требования о включении в специальный стаж период работы в должности фельдшера – диспетчера скорой медицинской помощи и медсестры здравпункта Н. не поддерживает, а дополняет их требованием о включении в специальный стаж период работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом. В остальной части требования поддержала в первоначальной редакции.

Представитель ответчика Валитов Р.А. c иском не согласился и просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком должностей и профессий работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 6.09.1991 г. N 464 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В Списке указаны врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.

Судом установлено, что решением Управления пенсионного фонда России в Н.р. Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ Мухутдиновой Г.В. отказано в назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 30 лет.

В специальный стаж не включены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в спортивно-оздоровительном цехе Н., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в обществе с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Л.».

Согласно трудовой книжки Мухутдинова Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ работала на различных должностях в Н-О ЦРБ.

Из представленного в ходе судебного заседания акта о результатах проверки сведений о специальном трудовом стаже Мухутдиновой Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Мухутдинова Г.В. была временно переведена на должность заведующей Б. фельдшерско-акушерским пунктом.

Из данного акта, а также справок из Н.р. ЦРБ, усматривается, что Мухутдинова Г.В. работала в спорный период заведующей ФАП на 1,0 ставку с полным рабочим днем и получала заработную плату в Н.р. ЦРБ.

В Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрены наименования должностей и учреждений, работа в которых предоставляет право на получение досрочной пенсии. В указанном Списке в разделе "Средний медицинский персонал" есть наименование должности "заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер; и в наименовании учреждений - "Фельдшерско-акушерский пункт".

Схожую норму содержал пункт 1 ранее действовавших Правил (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 в редакции от 19 февраля 2001 года)

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что период работы Мухутдиновой Г.В. в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в льготный стаж для назначения пенсии.

Кроме того, как следует из копии трудовой книжки Мухутдиновой Г.В., последняя работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в спортивно-оздоровительном цехе Н., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в обществе с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Л.».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические). Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и п. 21 Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N.. .).

В этой связи работа медицинских сестер санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне, профилей, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включается.

Из представленных материалов усматривается, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в Н. был создан спортивно-оздоровительный цех с включением в него спорткомплекса, подросткового клуба, лечебно-оздоровительного комплекса, бассейна. Впоследствии спортивно-оздоровительный цех, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ был переименован с выделением из него отдельных структур, в один из которых – санаторий-профилакторий «И.», ДД.ММ.ГГГГ была переведена Мухутдинова Г.В.

В представленных ответах Н. по запросам суда указывается, что с ДД.ММ.ГГГГ в лечебно-оздоровительном комплексе, а затем переименованном в санаторий-профилакторий «И.», предоставлялись следующие виды лечения: заболевания опорно-двигательного аппарата, системы кровообращения, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания нетуберкулезного характера. Виды лечений оказывались на основании лицензий: от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Положение спортивно-оздоровительного цеха не сохранилось в связи с истечением срока хранения.

При этом, сами лицензии на основании которых осуществлялось лечение вышеперечисленных заболеваний, в суд не представлены. Из приложения от ДД.ММ.ГГГГ к лицензии усматривается следующая номенклатура работ и услуг, предоставляемых в санатории-профилактории «И.» Н.: доврачебная помощь (диетология, лабораторная диагностика, медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия), санаторно-курортная помощь (стоматология терапевтическая, терапия, ультразвуковая диагностика).

Судом также установлено, что согласно уставу основными видами деятельности общества с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Л.», в том числе, являются санаторно-курортная и оздоровительная деятельность, медицинская деятельность.

Указанные виды деятельности «Санаторий-профилакторий «Л.» осуществляет на основании лицензий от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми предусмотрены следующие номенклатуры работ и услуг при осуществлении санаторно-курортной помощи по педиатрии, применению методов традиционной медицины, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, физиотерапии, лечебной физкультуре, медицинскому массажу, сестринскому делу, физиотерапии.

В ходе судебного заседания также установлено, что «Санаторий-профилакторий «Л.» оказывает услуги по санаторно-курортному лечению граждан – получателей государственной помощи в виде набора социальных услуг, в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги. Профиль лечения – «Болезни опорно-двигательного аппарата». Указанные обстоятельства подтверждаются представленными государственными контрактами на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, ответом руководителя «Санаторий-профилакторий «Л.» на запрос суда о том, что на санаторно-курортное оздоровление принимались граждане с болезнями опорно-двигательного аппарата, поскольку в лицензии на осуществление медицинской деятельности имеется номенклатура работ и услуг по травматологии и ортопедии.

Согласно справке, уточняющий особый характер работы и условия труда Мухутдиновой Г.В., последняя действительно работала в ООО «Санаторий-профилакторий «Л.» полный рабочий день. В настоящий момент работает в качестве старшей медицинской сестры 12 разряда, организует и контролирует работу медицинских сестер ФТК и младшего медицинского персонала, выполняет врачебные назначения.

Работа Мухутдиновой Г.В. в качестве старшей медсестры в «Санаторий-профилакторий «Л.» непосредственно связана с лечебной деятельностью, что также подтверждается её должностной инструкцией и не оспаривалось в ходе судебного заседания.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2009 года N 309-О-О, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне, профилей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

С учетом изложенного, оценив учредительные документы работодателя - Устав санатория-профилактория, лицензии, справки от работодателя, государственные контракты на оказание услуг по санаторно-курортному лечению, должностную инструкцию, суд приходит к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Л.», где работала Мухутдинова Г.В., осуществляло в установленном законом порядке лицензированную деятельность по осуществлению медицинской помощи, медсестра была занята в течение полного рабочего дня лечебной деятельностью по охране здоровья в санатории, в котором осуществлялось лечение по профилю, указанному в разделе «Наименование учреждений» п. 21 Списка. Таким образом, спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В тоже время, с учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу, период работы Мухутдиновой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в спортивно-оздоровительном цехе Н. не подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку из представленных материалов не следует, что учреждение, в котором работала истица в спорный период, создан, в частности, в качестве санатория для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Доводы истца о том, что в соответствии с должностной инструкцией она осуществляла лечебную деятельность в спорный период, не могут быть приняты во внимание, поскольку в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Довод ответчика о том, что общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Л.» не поименован в соответствующих списках, суд считает подлежащим отклонению, поскольку наименование "санаторий" в Списке присутствует, согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что "лечебная, педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (ч. ч. 1 и 2), 39 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ".

Поскольку стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, с учетом включенных судом периодов, составляет менее 30 лет, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости следует отказать.

Остальные, не включенные периоды в специальный стаж истцом не оспариваются.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Мухутдиновой Г.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Н.р. Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения и лечебной деятельности удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Н.р. Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Мухутдиновой Г.В. периоды её работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры в обществе с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Л.».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нурлатский районный суд в течение 1 месяца.

Судья Д.И. Гадыршин