Решение о признании постановления незаконным, признании жилого дома аврийным и обязании предоставить квартиру не менее учетной нормы площади жилого помещения.



Дело № 2-510/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нурлат 13 июня 2012 года

Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,

при секретаре судебного заседания Мальцевой В.С.,

с участием помощника Нурлатского городского прокурора Республики Татарстан Е.С. Сергеева,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логиновой В.М., Логиновой Л.А., Ермолаева Т.В. к Исполнительному комитету Н. муниципального района Республики Татарстан о признании постановления Исполнительного комитета Н. муниципального района Республики Татарстан незаконным, признании жилого дома аварийным, обязании предоставить квартиру не менее учетной нормы площади жилого помещения, с участием истцов Логиновой В.М., Ермолаева Т.В., представителя ответчика Долговой Н.И.,

установил:

Истцы обратились в суд с иском о признании постановления Исполнительного комитета Н. муниципального района незаконным, признании жилого дома аварийным, обязании предоставить квартиру не менее учетной нормы площади жилого помещения. В обоснование требований указывают следующее.

Решением Н. Объединенного Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ двухквартирный дом , расположенный по адресу: <адрес>, в котором они проживают с ДД.ММ.ГГГГ, признан ветхим и непригодным для постоянного проживания вследствие физического износа, и на сегодняшний день по всем строительно-техническим нормам, должен быть снесен. Постановлением Исполнительного комитета Н. РТ от ДД.ММ.ГГГГ их дом признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и указан срок переселения до ДД.ММ.ГГГГ. Считают указанное Постановление незаконным, поскольку комиссия фактически на осмотр их дома не выезжала. При визуальном осмотре дома усматривается деформация фундамента и стен, потолки и несущие конструкции сгнили и провисли, крыша протекает, электропроводка оголилась и осыпалась. В доме нет газа, воды, канализации. Также указывают, что в их доме нельзя проживать, поскольку он может обрушиться. Просят признать Постановление исполнительного комитета Н. РТ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Исполнительный комитет Н. признать их дом аварийным и предоставить им квартиру в соответствии с требованиями жилищного законодательства, но не менее 90 кв.м. из расчета 18 кв.м. на 1 члена семьи.

Истцы Ермолаев Т.В., Логинова В.М. в ходе судебного заседания дали пояснения аналогичные вышеизложенным и просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Истец Логинова Л.А. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась.

Представитель ответчика Исполнительного комитета Н. муниципального района РТ – Долгова Н.И. исковые требования не признала, в представленном суду отзыве указала, что двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес> был признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению (фактически непригодным для проживания) в строгом соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, срок переселения является разумным и не противоречащим действующему законодательству. Кроме того, поскольку истцы не относятся к категории граждан, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях при предоставлении им другого жилого помещения необходимо руководствоваться положениями ст.ст. 85,86,87,89 ЖК РФ, а не ст.ст. 57,58 ЖК РФ.

Представитель третьего лица – Межрайонного филиала Республиканского государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ – о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась.

Представитель третьего лица – государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Ч. зональной жилищной инспекции - Зубков Н.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился. В представленном суду отзыве указал, что полностью поддерживает требования истцов о признании жилого помещения дома по <адрес> аварийным и предоставлении им жилого помещения в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Суд, выслушав пояснения истцов, представителя ответчика, заключение помощника прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу ч. 4 указанной статьи жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 42. Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

На основании п. 52 указанного Положения решение соответствующего органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

При этом согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Судом установлено, что истцы являются жильцами квартиры дома по <адрес>, который построен в ДД.ММ.ГГГГ году.

Решением Н. объединенного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом признан ветхим и непригодным для постоянного проживания вследствие физического износа, а её жильцы подлежащие первоочередному отселению.

Из материалов дела усматривается, что на основании постановления Исполнительного комитета Н. муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия, которая произвела в соответствии с вышеуказанным Постановлением обследование жилого дома по <адрес>, о чем составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В данном акте указано, что фундамент дома разрушен (вследствие близкого залегания воды), наружная и внутренняя стены частично разрушены, имеются деформации, в перекрытиях имеются трещины, щели отвисание, стропильная система крыши сгнила, кровля протекает, полы местами сгнили, отопление функционирует неэффективно, электропроводка частично утратила изоляцию Дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

На основании указанного акта обследования межведомственная комиссия приняла заключение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что здание жилого дома по <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, вследствие деформации конструктивных элементов из-за близкого залегания воды и подтопления.

Межведомственная комиссия, приходя к соответствующему заключению, основывалась на нормах действующего законодательства и у нее имелись основания для проведения оценки на предмет соответствия спорного жилого помещения установленным требованиям и признания дома не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

При этом содержание и процедура проведения заключения соответствует требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Постановлением Исполнительного комитета Н. муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, вследствие деформации конструктивных элементов из-за близкого залегания воды и подтопления. Срок расселения жильцов из данного жилого помещения определен до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, суд считает, что решение органа местного самоуправления не в полной мере соответствует требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и не обеспечивает право граждан на безопасное и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилье по следующим обстоятельствам.

В ходе проведенного по ходатайству истцовой стороны выездного судебного заседания для осмотра спорного жилого помещения, с участием сторон по делу, представителей третьих лиц, помощника прокурора, выяснилось, что фундамент дома разрушен (вследствие близкого залегания воды), наружная и внутренняя стены частично разрушены, имеются деформации, в перекрытиях имеются трещины, щели, отвисание, стропильная система крыши сгнила, кровля протекает, полы местами сгнили, электропроводка частично утратила изоляцию. Указанное состояние конструктивных элементов жилого помещения не оспаривалось стороной ответчика, представителями третьих лиц (МРФ РГУП БТИ, Ч. зональной жилищной инспекции), которые при этом пояснили, что в обследуемом жилом помещении опасно находиться, а её жильцы подлежат немедленному расселению, дом фактически находиться в аварийном состоянии и проведение капитального ремонта нецелесообразно ввиду крайней ветхости несущих конструкций.

Допрошенные в ходе выездного судебного заседания в качестве свидетелей члены межведомственной комиссии С., Х., З. также пояснили, что в доме находиться опасно из-за разрушения и крайней степени ветхости конструктивных элементов здания. Жилое помещение фактически находится в аварийном состоянии, а её жильцы подлежат немедленному расселению.

Указанные обстоятельства также подтверждаются Решением Н. объединенного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании вышеуказанного жилого дома ветхим и подлежащим капитальному ремонту, ответами представителя Ч. зональной жилищной инспекции о состоянии жилого дома по <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Постановление Исполнительного комитета Н. муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям жилищного законодательства о процедуре признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, нарушает права истцов на безопасное жилище, пригодное для постоянного проживания граждан и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам и поэтому подлежит отмене.

Из материалов дела также усматривается, что спорное жилое помещение было предоставлено Логиновой Л.В. для вселения на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ решением Исполнительного комитета городского совета народных депутатов.

Впоследствии в данное жилое помещение в качестве членов семьи были также вселены Логинова Л.А. (дочь), Ермолаев Д.Т.(зять), Ермолаев Т.В. (внук) и Савельева М.А. (внучка), что подтверждается выпиской из домовой книги, финансово-лицевым счетом, карточками регистрации истцов по месту жительства.

Согласно техническому паспорту на кв. д. по <адрес> муниципального района РТ и справке РГУП БТИ МРФ , общая площадь жилого помещения, занимаемого истцами, на момент его обследования межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> кв.м.

Согласно разъяснениями, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.

Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

В ходе судебного заседания представитель ответчика – Долгова Н.И. пояснила, что Логинова В.М. и члены её семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления не состоят.

Каких-либо объективных доказательств, опровергающих пояснения представителя ответчика, истцовой стороной, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, в суд представлено не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истцов о предоставлении им жилого помещения исходя из учетной нормы предоставления площади жилого помещения, но не менее 18 кв.м. на одного члена семьи, подлежат отклонению. При предоставлении истцам другого жилого помещения, необходимо руководствоваться положениями ст. 89 ЖК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление Логиновой В.М., Логиновой Л.А., Ермолаева Т.В. к Исполнительному комитету Н. муниципального района о признании постановления Исполнительного комитета Н. муниципального района Республики Татарстан незаконным, признании жилого дома аварийным, обязании предоставить квартиру не менее учетной нормы площади жилого помещения, удовлетворить частично.

Признать Постановление Исполнительного комитета Н. муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить.

Обязать Исполнительный комитет Н. муниципального района Республики Татарстан принять на основании акта обследования помещения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания вследствие деформации конструктивных элементов от ДД.ММ.ГГГГ постановление о признании жилого дома по <адрес> аварийным и устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Логиновой В.М., Логиновой Л.А., Ермолаева Т.В. путем предоставления им благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего требованиям жилищного законодательства и равнозначное по общей площади ранее занимаемому.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нурлатский районный суд Республики Татарстан.

Судья: Д.И. Гадыршин