Решение о понуждении переселения из аварийного жилого дома.



Дело № 2-1128/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нурлат 27 июля 2012 года

Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,

при секретаре судебного заседания Мальцевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибатуллиной З.С. к Исполнительному комитету Н. муниципального района Республики Татарстан и Исполнительному комитету Н. муниципального района Республики Татарстан о понуждении переселения из аварийного жилого дома в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, взамен ранее занимаемого,

УСТАНОВИЛ:

Истец Перепелица Е.Н., действующая также в интересах Перепелица О.В. и Перепелица В.В., Тимофеева А.Н., Тимофеева О.С., Тимофеев Ю.А., Тимофеева Т.М., действующая также в интересах Тимофеева И.Ю., Салиджанов Р.Р., Салиджанова Э.И., Ибатуллина З.С., Васильев В.В., Васильева И.Н., действующая также в интересах Васильевой А.В., Валиуллин К.З., Валиуллин И.К., Валиуллина И.К., Валиуллин Р.К., Валиуллина З.З., Валиуллина Н.В., действующая также в интересах Валиуллиной Г.Р., обратились в суд с иском к ответчикам Исполнительному комитету Н. муниципального района РТ и Исполнительному комитету Н. муниципального района РТ о понуждении переселения их из аварийной жилого дома по <адрес> в жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен ранее занимаемого. В обоснование требований указывают следующее.

Жилой дом по <адрес>, в котором они проживают в квартирах построен в ДД.ММ.ГГГГ. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, они неоднократно обращались в администрацию Н. района Республики Татарстан с просьбой признать их дом аварийным и включить в список на переселение, но им неоднократно отказывали, ссылаясь на то, что их дом приватизирован и передан в собственность граждан. Однако никакого акта о передачи жилого дома в их собственность они не подписывали. Квартиры, в которых они проживают переданы им безвозмездно в собственность на основании договора приватизации. На сегодняшний день право собственности на сам дом, согласно данным БТИ, ни за кем не зарегистрировано. По итогам проведенного ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией обследования установлено, что дом находится в аварийном состоянии, не пригоден к эксплуатации и подлежит сносу. Дом, в котором они проживают, представляет опасность для их жизни и здоровья. До настоящего времени администрацией Н. района Республики Татарстан вопрос о переселении их из аварийного жилого дома не решен.

Определением Нурлатского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования по указанному гражданскому делу выделены в отдельное производство в отношении каждого из истцов.

Истец Ибатуллина З.С. в ходе судебного заседания дала пояснения аналогичные вышеизложенным и, указав, что на сегодняшний день Постановлением Исполнительного комитета Н. муниципального района Республики Татарстан многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, другого жилья в собственности у нее не имеется, просила предоставить благоустроенную квартиру в собственность и удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика – Исполнительного комитета Н. муниципального района РТ Морозова Т.В., считая их ненадлежащими ответчиками по данному делу, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика - Исполнительного комитета Н. муниципального района РТ о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. В представленном отзыве указывает, что жильцы дома по <адрес> являются собственниками квартир, а не нанимателями и поэтому сами несут бремя содержания данного помещения. Данный жилой дом не был передан на баланс муниципального образования Н. муниципального района. Строительство муниципального жилья в данное время не ведется, органы местного самоуправления не располагают свободным муниципальным жилищным фондом, предоставляемым малоимущей части населения на безвозмездной основе. В удовлетворении иска просил отказать.

Представитель третьего лица - муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений» Н. муниципального района РТ Шилов В.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился. В представленном заявлении просил рассмотреть дело без их участия.

Представитель третьего лица - Межрайонного филиала Республиканского государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации» Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ – Урсаева Э.Г. разрешение иска оставила на усмотрение суда.

Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с пунктом 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Судом установлено, что квартира в доме по <адрес> на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ была передана Яруллиной (Ибатуллиной) З.С. Передавая по акту приема-передачи данную квартиру Яруллиной (Ибатуллиной) З.С., администрация Н. района распорядилась данным государственным жилищным фондом как своим собственным. В последующем, право собственности на указанную квартиру, было зарегистрировано за Яруллиной (Ибатуллиной) З.С., что нашло подтверждение в ответе Межрайонного филиала РГУП БТИ на запрос суда.

Согласно техническому паспорту, данный жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес> обследован межведомственной комиссией, которой составлен акт с указанием, что причиной появления трещин в конструкции фундамента и стен из бревен является просадка фундаментов в результате постоянной деформации земли из-за близкого расположения к железнодорожным путям и длительной эксплуатации дома. Дом находится в аварийном состоянии, так как фундамент не пригоден к эксплуатации. Дом подлежит сносу.

На основании указанного акта обследования межведомственной комиссией принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что здание жилого дома по <адрес> находится в аварийном состоянии, не пригодно к эксплуатации и подлежит сносу.

Постановлением Исполнительного комитета Н. муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Установлено, что другого жилья в собственности Ибатуллиной З.С. не имеется, доказательств обратного в суд не представлено.

В ходе судебного заседания истец Ибатуллина З.С. также пояснила, что она является инвалидом второй группы по общему заболеванию и получает пенсию, иного заработка у нее нет. Другого жилья у нее в собственности не имеется, возможности приобрести квартиру на свои личные средства также нет.

С учетом представленных доказательств по делу суд приходит к выводу о затруднительности приобретения Ибатуллиной З.С. за счет собственных средств жилого помещения, пригодного для проживания.

Суд также считает необходимым отметить, что истцы вправе претендовать на получение жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, поскольку юридически значимым обстоятельством по данному делу является тот факт, что жилое помещение, которое истцы в настоящее время занимают, непригодно для проживания. Дальнейшее проживание истцов в указанном доме угрожает их жизни и здоровью, поскольку конструкции указанного дома исчерпали несущие способности. Поэтому для решения вопроса о предоставлении истцам жилого помещения взамен непригодного для проживания, факт отсутствия их на учете в качестве нуждающихся в жилье, юридического значения не имеет.

Суд, при рассмотрении спорных правоотношений, учитывает, что жилищное законодательство является составной частью гражданского права, поэтому на него в силу ст. 6 ГК РФ распространяется положение об аналогии закона. Положение закона о предоставлении жилого помещения в связи с тем, что квартира является непригодной для проживания, не подлежит ремонту и реконструкции должно быть распространено и на граждан, являющихся собственниками данной квартиры, поскольку эти нормы регулируют сходные отношения.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Кроме того, в соответствии с пунктами 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по применению Жилищного кодекса РФ" по смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Учитывая, что положения ст. 32 ЖК РФ предусматривают порядок обеспечения жилищных прав собственника при изъятии земельного участка, в том числе, в связи с признанием дома аварийным, инициатором такой процедуры по закону выступает орган местного самоуправления, который не принимает решения о сносе, не разрешает вопрос либо о выкупной цене, либо о предоставлении жилого помещения по соглашению, поэтому оснований для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения в собственность не имеется.

Также суд принимает во внимание положения ст. ст. 35, 40 Конституции РФ, запрещающих собственника жилого помещения лишать жилища и собственности.

Исходя из того обстоятельства, что дом по <адрес> непригоден для проживания, является аварийным и подлежит сносу и, приходя к выводу о возложении обязанности по предоставлению истцам квартиры, и решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения, суд учитывает положения статей 57 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которых предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом представленных доказательств, считает, что Ибатуллиной З.С. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее ранее занимаемого. Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на исполнительный комитет Н. муниципального образования, на который в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу.

Суд, при разрешении данного спора учитывает также тот факт, что материалы дела не содержат доказательств тому обстоятельству, что квартира в доме по <адрес> стала непригодной для проживания в связи с действиями истца по ненадлежащему содержанию указанного помещения.

При этом суд считает необходимым отметить, что за ответчиком сохраняется право в дальнейшем решить вопрос о правах на занимаемое в настоящее время истцами непригодное для проживания жилое помещение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ибатуллиной З.С. к Исполнительному комитету Н. муниципального района Республики Татарстан и Исполнительному комитету Н. муниципального района Республики Татарстан о понуждении переселения из аварийного жилого дома в жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, взамен ранее занимаемого удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет Н. муниципального района Республики Татарстан предоставить Ибатуллиной З.С. на праве собственности благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, равнозначную по общей и жилой площади, но не менее ранее занимаемой, расположенную в пределах Н. муниципального района Республики Татарстан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нурлатский районный суд Республики Татарстан.

Судья:          Д.И. Гадыршин