Дело №2-528/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года Нурлатский
районный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующего судьи МЕДЯНЦЕВОЙ С.В.,
при секретаре Маланьиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РТ к Мензелеевой С.В. о взыскании материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РТ обратилось в суд с иском о взыскании с ответчицы Мензелеевой С.В. 76121 рубль 29 копеек материального ущерба. В обосновании своих требований указал, что ответчица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца, как лицо, обучающееся по очной форме обучения в образовательном учреждении и не достигшее возраста 23 лет.
В ходе проверки факта продолжения обучения, проведенной Управлением ПФР выявлено, что Мензелеева С.В. отчислена из учебного заведения ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.23,25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.
Согласно п.3 ч.1 ст.22 выше указанного Федерального закона выплата трудовой пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию.
Выплата пенсии Мензелеевой С.В. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ответчица Мензелеева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно получила пенсию по случаю потери кормильца на общую сумму 76121 рубль 29 копеек.
Представитель истца Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РТ Валитов Р.А. в судебном заседании, подтвердив вышеизложенное и уменьшив исковые требования, при этом пояснил. Согласно справке Ульяновского государственного педагогического университета от ДД.ММ.ГГГГ стало известно о том, что ответчица Мензелеева С.В. отчислена из указанного образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, Управление ПФР должны были прекратить выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Просит взыскать с ответчицы Мензелеевой С.В. 68729 рублей 29 копеек сумму причиненного ущерба, исключив сумму 7392 рубля как счетную ошибку.
Ответчица Мензелеева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала пенсию по случаю потери кормильца, как лицо, обучающееся по очной форме обучения в образовательном учреждении. О том, что нужно было сообщить в Управление ПФР об отчислении из учебного учреждения, она не знала. Просит в иске отказать согласно ст.1109 ГК РФ, которая гласит, что не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения пенсия, предоставленная гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны.
Представитель ответчицы Мензелеевой С.В. - Габдрахманов А.А. в судебном заседании поддержал требования доверительницы.
Изучив материалы дела, и оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии п. 4 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В п. 2 ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ответчица Мензелеева С.В. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца и ею в Управление ПФР в <адрес> и <адрес> РТ была представлена справка об обучении в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова, срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчица Мензелеева С.В. отчислена из вышеназванного образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной к материалам дела.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Небайкина Ф.А. пояснила, что назначение пенсии по случаю потери кормильца Мензелеевой С.В. было законным. Основанием для этого явилось достижение Мензелеевой С.В. возраста 18 лет и представленная ею справка об очном обучении в «Ульяновском государственном педагогическом университете» от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно закону ими была запрошены сведения в учебное заведение, в котором обучалась ответчица Мензелеева С.В. и ДД.ММ.ГГГГ получена справка о том, что она отчислена из университета в 2008 году. Мензелеева С.В. знала о том, что в случае отчисления из учебного заведения она должна была предупредить Управление ПФР, об этом указано в ее заявлении с обращением назначения ей пенсии по случаю потери кормильца от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.3 ст.18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических лиц предоставления документов, необходимых для назначения и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
В ст. 1102 ГК РФ устанавливается обязанность возвратить неосновательное обогащение. Излишне, незаконно полученные суммы пенсии являются неосновательным обогащением.
В соответствии с положениями Закона от 17.12. 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ обязанность своевременного представления достоверных сведений для установления и выплаты трудовой пенсии, извещения УПФ о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, лежали на ответчице в силу п. 4 ст. 23, ст. 25 указанного выше Закона.
Ответчица Мензелеева С.В. в судебном заседании подтвердила, что пенсия по случаю потери кормильца ей была назначена, после того как она поступила в Ульяновский государственный педагогический университет на очную форму обучения, и не отрицала факт продолжения получения ею пенсии, после того как была отчислена из университета в 2008 году. Доказательств того, что она известила орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, не представила.
Согласно поданному заявлению ответчицей Мензелеевой С.В. в Управление ПФР от ДД.ММ.ГГГГ значится, что она была осведомлена об обязанности возмещения причиненнго ущерба в связи с невыполнением указанных в заявлении обязательств.
Выплата пенсии Мензелеевой С.В. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчицы Мензелеевой С.В. о том, что с ее стороны не допущена недобросовестность опровергаются вышеизложенным.
Согласно п.3 ч.1 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выплата трудовой пенсии прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы.
При таких обстоятельствах, в судебном заседании установлено, ответчица Мензелеева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно получила пенсию по случаю потери кормильца. Суд считает исковые требования Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РТ обоснованы и с ответчицы надлежит взыскать сумму причиненного ущерба в размере 68729 рублей 29 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РТ к Мензелеевой С.В. о взыскании материального ущерба удовлетворить.
Взыскать с Мензелеевой С.В. в пользу бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации причиненный ущерб в сумме 68729 рублей 29 копеек.
Взыскать с Мензелеевой С.В. 2261 рубль 88 копеек государственной пошлины в доход государства.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.
Судья: С.В. МЕДЯНЦЕВА
27.04.2011а