Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Новонукутский 26 декабря 2011 года Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Пихаевой А.А., при секретаре Садаевой А.А., с участием помощника прокурора Нукутского района Михайловой О.А., представителя ответчика главы администрации МО «<адрес>» Гороховой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № по исковому заявлению прокурора Нукутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ поселения до ДД.ММ.ГГГГ, у с т а н о в и л: В суд обратился прокурор Нукутского района с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования « <адрес>» об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ поселения до ДД.ММ.ГГГГ в котором указал, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и не общего пользования в черте границ поселений. В ходе проверки установлено, что имеющиеся автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ МО «<адрес>» юридически не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. Таким образом, подтвердить право собственности субъектов права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ поселения администрация МО <адрес>» не может. Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 25.02.98 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. От 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества, в порядке,установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В реестре муниципального имущества МО «<адрес>» сведения об автомобильных дорогах отсутствуют. Администрацией МО «<адрес>» соответствующие меры к устранению нарушения не приняты. Администрацией МО «<адрес>» в нарушение п. 5 ч. 10 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не приняты меры к определению порядка управления и распоряжения автомобильными дорогами. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Постановлением Правительства РФ от 05.12.01 № 848 (в редакции от 18.04.11)утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (на 2010-2015 годы)». Согласно приложению № 5 подпрограммы «Автомобильные дороги» указанной программы предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, предусматривается осуществлять в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в подпрограмме, в том числе в 2010 году на основании нормативного акта Правительства Российской Федерации, а в период 2011-2015 годов - в соответствии с методикой расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой, условиями и порядком их предоставления, которая приведена в приложении № 4 к настоящей программе. В составе указанных субсидий предусмотрено выделение средств на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. В силу ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ поселения до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании прокурор Михайлова О.А полностью поддержала исковые требования, сославшись на доводы и обстоятельства, указанные в исковом заявлении. Представитель ответчика глава администрации МО «<адрес>» Горохова В.И. исковые требования прокурора признала полностью. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; 3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; 4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог; 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 9) использование автомобильных дорог при организации и проведения мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании имеющиеся автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ МО «<адрес>» юридически не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены. В связи с чем, подтвердить право собственности субъектов права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ поселения администрация МО «<адрес>» не может. Отсутствие правового основания на право собственности на автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах поселения не позволяет органу местного самоуправления принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в том числе на предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, решению вопросов по использованию автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, что в свою очередь, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Количество граждан, проживающих на территории муниципального образования, в силу различных причин является непостоянным. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может. Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При таких обстоятельствах у суда имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения искового заявления прокурора. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Нукутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ поселения до ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и не общего пользования в черте границ поселения до ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения через Нукутский районный суд. Председательствующий