Решение от 25.03.2011г. № 2-95 об обязании произвести уменьшени платы за водоснабжение



Дело № 2 -95 /2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена 25 марта 2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2011 года.

25 марта 2011 года с. Нюксеница

Судья Нюксенского районного суда Вологодской области Е.В. Согрина,

С участием заместителя прокурора Нюксенского района Ю.В. Пахолкова,

При секретаре Е.В. Шушковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нюксенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нюксеница Жилкомхоз» об обязании произвести уменьшение размера платы за холодное и горячее водоснабжение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Нюксеница Жилкомхоз» об обязании произвести с 20 января 2011 года до полного устранения допущенных нарушений уменьшение размера платы за холодное и горячее водоснабжение на пятьдесят процентов жильцам <адрес>, мотивируя тем, что 20 января 2011 года помощником санитарного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области в г. Тотьма» И.Г.В. в присутствии заинтересованных структур по предписанию начальника территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах проведен отбор холодной и горячей воды в сетях жилых домов по адресу <адрес>, согласно протоколам испытаний отобранная вода не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 и СанПин 2.1.4-1074-01 (мутность, железо), считают, что жители вышеназванных домов имеют право на оплату холодного и горячего водоснабжения в уменьшенном размере.

В судебном заседании заместитель прокурора Пахолков Ю.В. доводы заявления поддержал, требует уменьшить с 20 января 2011 года до полного устранения допущенных нарушений размера платы за холодное и горячее водоснабжение на пятьдесят процентов жильцам домов <адрес>, мотивируя тем, что вода, взятая сотрудниками роспотребнадзора из водопровода домов на точке входа и выхода согласно результатам анализов ненадлежащего качества, ответчик ООО «Нюксеница Жилкомхоз» зная о том, что качество поставляемой воды не соответствует нормам и правилам, добровольно уменьшение оплаты не производит.

Представитель ответчика Меледин В.В. с требованиями не согласен, показал, что качество воды от предприятия не зависит, от граждан неоднократно поступали жалобы на плохую воду, проблема существует несколько лет, вода в таком виде поступает от ресурсоснабжающей организации, поскольку от водоочистных сооружений до с. Нюксеницы около десяти километров проходит по старым металлическим трубам, их организация сделала все от них зависящее, заменили в домах трубы на пластик и металопластик, регулярно проводится промывка сетей, но качество воды в лучшую сторону не меняется, не согласен на уменьшение размера оплаты, так как расходы понесет предприятие, ресурсоснабжающая организация не признает, что поставляет некачественную воду.

Представитель ответчика Денисовская Ю.И. с требованиями не согласна, от управляющей организации качество воды не зависит, предприятие состояние воды не ухудшает, согласно программе производственного контроля периодически производится анализ воды, признает, что поставляемая потребителям вода не соответствует санитарным нормам и правилам, в воде присутствует железо, от граждан неоднократно поступали устные и письменные жалобы, с 2006 года с ресурсоснабжающей организацией велась переписка по вопросу качества воды, считает, что уменьшение оплаты негативно отразится на финансовом состоянии компании.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, судом установлено, что жилые многоквартирные дома, расположенные по адресу <адрес> находятся на обслуживании ответчика ООО «Нюксеница Жилкомхоз», являющегося управляющей организацией.

В соответствии с п. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Между ответчиком ООО «Нюксеница Жилкомхоз» и гражданами, проживающими в квартирах, расположенных по адресам <адрес> фактически существуют договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг.

Суд считает, что при рассмотрении спора следует руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, которые регулируют отношениями между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также законом «О защите прав потребителей», Жилищным кодексом РФ.

Раздел 1 «Правил предоставления коммунальных услуг...», устанавливает, что

"исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 51 «Правил предоставления коммунальных услуг...» потребитель имеет право получать коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, и здоровья, не причиняющие вреда его имуществу, получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.

Согласно разделу 1 «Правил предоставления коммунальных услуг …" - коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

В соответствии с п. 49 «Правил предоставления коммунальных услуг...» исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, в том числе постоянное соответствие состава и свойств горячей и холодной воды санитарным нормам и правилам (отклонение состава и свойств воды от санитарных норм и правил не допускается); вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.

В судебном заседании установлено, что холодная и горячая вода, поставляемая ООО «Нюксеница Жилкомхоз» в квартиры граждан, проживающих в жилых домах на <адрес>, ненадлежащего качества.

Данный факт подтверждают также представителем ответчика Денисовская Ю.В. и Меледин В.В., подтвердившие, что управляющей компании известно, что поставляемая вода содержит железо, от потребителей услуг постоянно поступают жалобы, в том числе устные, на качество воды.

Анализ деловой корреспонденции между ответчиком ООО «Нюксеница Жилкомхоз» и ООО "ГПЭ", позволяет сделать вывод, что проблема предоставления населению некачественных услуг по холодному и горячему водоснабжению существует на протяжении нескольких лет, начиная с 2006 года, ответчику ООО «Нюксеница Жилкомхоз» известно о данном факте из многочисленных обращений граждан.

В журнале регистрации письменных заявлений граждан имеется запись за № 47 от 25 февраля 2010 года, свидетельствующая о том, что Ш.Л.А., проживающая по адресу <адрес> обращалась с заявлением по вопросу предоставления воды плохого качества, а также запись за № 40 от 18 февраля 2011 года о том, что жители <адрес> просили произвести уменьшение размера платы за холодное и горячее водоснабжение в связи с некачественным предоставлением услуг.

Однако ответчик ООО «Нюксеница жилкомхоз» не дал ответ на заявление-претензию Ш.Л.А., анализ воды не провел, соответствующий акт о некачественном предоставлении услуг в нарушение требований законодательства до настоящего времени не составлен, уменьшение размера оплаты не произведено.

Свидетель Ш.Л.А. в судебном заседании показала, что проживает <адрес>, квартира относится к категории благоустроенной, поступающая в квартиру горячая вода грязная (мутная, ржавая), имеет специфический запах, ее приходится подолгу пропускать, мыться такой водой невозможно, приходится использовать прокипяченную холодную, которая также ненадлежащего качества, имеет неприятных запах, мутный белый цвет, на посуде остается желтый налет, стирать светлое белье такой водой невозможно, все будет испорчено, в квартире постоянно стоят емкости (тазы, ведра) с водой, чтобы вода отстоялась и ее можно было использовать, ванная комната вся проржавела, пришлось менять стены, также сменили вторую ванну, долгов за коммунальные услуги нет, но качество холодной и горячей воды не с ответствует нормам, неоднократно жаловалась в ЖКХ, в том числе письменно, приносила образцы поступающей воды, но ответа никакого не получила, качество воды не изменилось, в ЖКХ угрожают, что расторгнут договор.

Свидетель Б.Г.Н. в судебном заседании показала, что письменно с жалобами на качество воды не обращалась, на внешний вид вода нормальная, только сильно хлорированная, воду в пищу употребляют отстоянную, при приготовлении пищи на посуде образуется желтый ободок, в посуде на дне образуется прозрачная маслянистая слизь, горячей водой практически не пользуются, поскольку вместо холодной воды течет горячая, так как все находится в одной изоляции, чтобы вода поступала холодная, ее приходится долго пропускать.

Свидетель К.Л.И. в судебном заседании показала, что вода плохого качества, на посуде после мытья остается желтый налет, сменили две ванны, эмаль проело до черного цвета, около десяти лет поставляемой водой пользуются только в хозяйственных целях, привозят воду на пищевых нужд из родника, также поставили баню, потому что после одной из помывок получила аллергическую реакцию на коже, лечилась в больнице, подтвердила, что расхода горячей водой практически нет, так как вместо холодной воды течет горячая.

Свидетель И.В.М. в судебном заседании подтвердил, что на протяжении длительного времени, вода, поставляемая в квартиру управляющей организацией, имеет неприятный запах и цвет ржавчины.

Согласно разделу 7 «Правил предоставления коммунальных услуг....» предусмотрено, что в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба), сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе, при этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества, сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг, по результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Статьями 7, 10 закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя; изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

По требованию прокурора Нюксенского района в связи с коллективной жалобой жильцов Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах проводилось исследование холодной и горячей воды в сетях жилых домов по адресу <адрес> в точке входа воды в данные дома <адрес> и в точке выхода <адрес>

Согласно протоколу испытаний № 100 от 24 января 2011 года горячая вода, отобранная 20 января 2011 года в 9 часов 30 минут из крана квартиры <адрес> (на точке ввода), не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01) по следующим показателям: мутность, железо (СанПиН допускает по мутности воды не более 2,6 ЕМФ, установлено 5,54±1.11 ЕМФ, железо в воде должно быть не более 0,3 мг/л, обнаружено 0,8±0,24 мг/л).

Согласно протоколу испытаний № 101 от 24 января 2011 года водопроводная вода, отобранная 20 января 2011 года в 9 часов 20 минут из крана квартиры <адрес> (на точке ввода), не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: железо (СанПиН допускает наличие железа в воде не более 0,3 мг/л, обнаружено 0,35±0,09 мг/л).

Согласно протоколу испытаний № 102 от 24 января 2011 года горячая вода, отобранная 20 января 2011 года в 10 часов 00 минут из крана квартиры <адрес> (на точке выхода), не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01) по следующим показателям: железо (СанПиН допускает наличие железа в воде не более 0,3 мг/л, обнаружено 0,53±0,13 мг/л).

Согласно протоколу испытаний № 103 от 24 января 2011 года водопроводная вода, отобранная 20 января 2011 года в 9 часов 50 минут из крана квартиры <адрес> (на точке выхода), не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: железо (СанПиН допускает наличие железа в воде не более 0,3 мг/л, обнаружено 0,34±0,085 мг/л).

Жильцы домов <адрес> обращались с заявлением о снижении оплаты за предоставление услуг ненадлежащего качества по холодному и горячему водоснабжению, что подтверждается записью в журнале регистрации заявлений за № 40 от 18 февраля 2011 года, однако, ответа не получили.

В декабре 2010 года после внеплановой проверки Управления Роспотребнадзора в мае 2010 года по вопросам соблюдения правил санитарно-эпидемиологического благополучия, санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения проводилась плановая выездная проверка ООО «Нюксеница Жилкомхоз», в ходе которой установлено, что производственный контроль за качеством воды в наружной сети организован, но не выдерживается периодичность контроля по микробиологическим показателям., даны соответствующие рекомендации. ООО «Нюксеница Жилкомхоз» привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

Пунктом 60 «Правил предоставления коммунальных услуг....», установлено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с приложением N 1, согласно которому потребитель вправе рассчитывать на постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам, отклонение состава и свойств холодной и горячей воды от санитарных норм и правил не допускается, при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не

вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Раздел 8 «Правил предоставления коммунальных услуг...» устанавливает порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, согласно которому в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба), сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе, при этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества, сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. При этом если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

Согласно п. 70 вышеназванных правил датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:

а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;

в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

Согласно заключению территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах действия ответчика ООО «Нюксеница Жилкомхоз» по непредоставлению своевременной информации о предоставляемой услуге (воде питьевой), её основных потребительских свойствах, условиях эффективного и безопасного использования, а также некачественному предоставлению населению услуг водоснабжения являются грубым нарушением действующего законодательства.

Таким образом, принимая во внимание, что в судебном заседании установлен факт предоставления услуг по горячему и холодному водоснабжению ненадлежащего качества, жильцы <адрес> неоднократно в устном и письменном виде обращались в ООО «Нюксеница Жилкомхоз», в нарушение законодательства о защите прав потребителей, обслуживающая организация (ответчик ООО «Нюксеница Жилкомхоз») до настоящего времени ответа не дала, акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, являющегося основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств не оформила, допущенные нарушения по качеству предоставляемой услуги не устранила, в связи, с чем суд считает возможным исковые требования о снижении размера платы за холодное и горячее водоснабжение удовлетворить в пределах заявленных требований.

Доводы представителей ответчиков в части того, что качество воды не зависит от управляющей организации, суд находит несостоятельными, поскольку исполнитель согласно действующему законодательству обязан предоставлять услуги надлежащего качества. Суд считает, что со стороны ответчика ООО «Нюксеница Жилкомхоз» не принято реальных действия для разрешения возникшей проблемы и улучшения качества водоснабжения населения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ООО «Нюксеница Жилкомхоз» подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Нюксенского района удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Нюксеница Жилкомхоз» произвести жильцам домов <адрес> уменьшение размера платы по холодному и горячему водоснабжению на пятьдесят процентов с 20 января 2011 года до полного устранения допущенных нарушений.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нюксеница Жилкомхоз» в доход районного бюджета госпошлину за рассмотрение дела в размере 4000 рублей.

Составление мотивированного решения отложить до 29 марта 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через суд Нюксенского района в течение 10-ти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Е.В. Согрина