Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2012 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи НИГМАТУЛЛИНОЙ Д.М.
при секретаре судебного заседания АБЗАЛОВЕ А.В.,
с участием истца Воронина А.Г., представителя ответчика Черножукова Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Воронина АГ к Администрации города Ноябрьск о взыскании денежного содержания и компенсаций в связи с увольнением,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Воронин А.Г. обратился в суд с иском к ответчику – Администрации г.Ноябрьск о взыскании денежного содержания и компенсаций, связанных с увольнением. В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ответчиком, являлся .... ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата. Поэтому, имея на дату увольнения стаж муниципальной службы более ... лет, вправе претендовать на получение предусмотренного ч.4 ст.13 Закона ЯНАО от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО денежного содержания на период трудоустройства (не более годичного срока) и выходного пособия в размере среднего месячного денежного содержания при увольнении. Однако ответчик выплатил ему лишь предусмотренный трудовым кодексом средний заработок за ... месяцы со дня увольнения и денежное содержание за ... месяцы. Денежное содержание за ... месяцы в общей сумме ... ему не выплачено, равно как и выходное пособие в размере среднего месячного денежного содержания в размере .... Просил взыскать с ответчика в его пользу указанные суммы – всего ...
В судебном заседание истец Воронин А.Г. на иске настаивал, привел изложенные в исковом заявлении доводы. Увеличил размер исковых требований – дополнительно просил взыскать с ответчика предусмотренные ст.236 ТК РФ проценты за задержку выплат при увольнении в размере ..., представив соответствующий расчет.
Представитель ответчика Черножуков Д.Ю., действуя на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, указав на внесение изменений в законодательство – исключение из текста Закона ЯНАО от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО нормы, на которой истец обосновал свои требования, на отсутствие источника финансирования истребуемых им выплат, а также отсутствием аналогичной нормы в муниципальных правовых актах МО г.Ноябрьск. Кроме того пояснил, что указанные истцом льготы распространяются на муниципальных служащих, к числу которых истце после увольнения не относится.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещался неоднократно по месту регистрации, об уважительности причин неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении разбирательства дела не просил, каких-либо возражений по существу заявленных требований и доказательств в обоснование своих возражений не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 17, 18, 39 и 46 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
С ДД.ММ.ГГГГ истец Воронин А.Г. состоял в должности ... ..., откуда ДД.ММ.ГГГГ был уволен по сокращению штата, что подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д....), трудового договора ... дополнительных соглашений к трудовому договору (л.д....), распоряжения о назначении от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения от ...
При увольнении (согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ) Воронину были выплачены: компенсация за неиспользованные дни отпуска, предусмотренная ч.3 ст.180 ТК РФ компенсация, а также выходное пособие в размере среднего месячного заработка. При этом за ним в соответствии со ст.318 ТК РФ также было сохранено право на получение среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев.
Согласно ст.3 и 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Упомянутое распространяется и на вопросы, связанные с расторжением трудового договора с муниципальным служащим в связи с сокращением штата работников органа местного самоуправления, – муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с сокращением штата работников организации. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Заключенный между сторонами трудовой договор, помимо прочих его условий, предусматривал ...
Согласно записям в трудовой книжке, заверенная копия которой представлена истцом в судебное заседание, со дня увольнения из Администрации города Ноябрьск и по ДД.ММ.ГГГГ он не работал; на дату увольнения его стаж муниципальной службы с учетом времени службы в органах внутренних дел составил ....
Законом «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе» от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО (в редакции от 27 февраля 2012 года) для муниципальных служащих в ЯНАО была установлена дополнительная гарантия: ч.4 ст.13 предусмотрено, что в случае отсутствия вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, соответствующей квалификации муниципального служащего, муниципальному служащему, увольняемому в связи с сокращением штата работников и имеющему стаж муниципальной службы (государственной службы) 15 и более лет, сохраняется денежное содержание на период трудоустройства, но не более чем на один год, а также выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного денежного содержания. Эти выплаты производятся по заявлению уволенного при подтверждении им факта своего нетрудоустройства.
Указанная норма с ДД.ММ.ГГГГ утратила силу в связи с принятием Закона ЯНАО от 24 мая 2012 года № 30-ЗАО. Однако, поскольку специальной нормы, регулирующей действие законодательства о муниципальной службе во времени нет, применению по аналогии в данном случае подлежит ст.12 ТК РФ, согласно которой закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Следовательно, отказ в выплате предусмотренного ч.4 ст.13 Закона ЯНАО от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО денежного содержания в связи с изменением в законодательстве мог иметь место только в случае обращения истца к ответчику по данному вопросу после ДД.ММ.ГГГГ, а до этой даты установленная ч.4 ст.13 дополнительная гарантия должна предоставляться.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выплате выходного пособия в размере среднего месячного денежного содержания (л.д....), а ДД.ММ.ГГГГ – с заявлением о выплате того же выходного пособия и денежного содержания муниципального служащего на период трудоустройства за ...). В тот же день истцом было подано заявление о выплате денежного содержания за ...
Выплата денежного содержания за седьмой – десятый месяцы со дня увольнения истцу была осуществлена по распоряжениям ..., изданным на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д....), без каких-либо возражений, во исполнение требований ч.4 ст.13 Закона ЯНАО № 67-ЗАО от 22 июня 2007 года (в редакциях до 24 мая 2012 года).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил истцу письмо – отказ в выплате, указав, что дополнительные гарантии могут быть предоставлены при их установлении и законами субъекта РФ, и уставом муниципального образования; только муниципальным служащим, а не лицам, уволенным с муниципальной службы; норма, на которую ссылается истец, признана утратившей силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д....). То же основание для отказа в выплатах было озвучено представителем ответчика и в судебном заседании.
Однако с такой позицией согласиться нельзя как по уже изложенным основаниям, так и в связи с тем, что работодатель обязался обеспечить предоставление работнику гарантий, предусмотренных законодательством субъекта (...). Кроме того, из текста самой рассматриваемой нормы явно следует, что речь в ней идет ...
Обязанность ответчика по выплате истцу денежного содержания за ... месяцы со дня увольнения возникла в день обращения истца с соответствующими заявлениями – ... и подлежит исполнению, в связи с чем исковые требования о взыскании денежного содержания за этот период следует признать законными и обоснованными и взыскать в пользу истца с ответчика (..., так как согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ размер денежного содержания с учетом той же индексации составил ...
Что касается требований истца о взыскании денежного содержания за первый – шестой месяцы со дня увольнения и выходного пособия, то оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку законодатель, на уровне субъекта закрепив дополнительные гарантии для уволенного в связи с сокращением штата муниципального служащего, не предусматривал возможности получения двойных выплат за один и тот же период и по одним и тем же основаниям (например, двойной выплаты выходного пособия в связи с сокращением, одновременной выплаты и среднего заработка в соответствии с Трудовым кодексом, и денежного содержания в соответствии с Законом ЯНАО). Иное означало бы предоставление уволенному лицу обеспечения в гораздо большем, нежели продолжающему исполнять свои трудовые обязанности, размере, что нельзя признать правильным. Принятие ч.4 ст.13 Закона ЯНАО от 22 июня 2007 года № 67-ЗАО было связано исключительно с целью обеспечить бывшему работнику достойный уровень жизни в неохваченный трудовым законодательством период отсутствия другой работы.
Выплата же Воронину среднего месячного заработка за период с первого по шестой месяц со дня сокращения была осуществлена на основании распоряжений № № от ДД.ММ.ГГГГ № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д....), ... Выплачено ему было и выходное пособие, что не оспаривалось им в судебном заседании.
Из положений ст.395 ГК РФ следует, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Это правило применяется, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Вместе с тем, как на то справедливо указано истцом, иное установлено ч.1 ст.236 ТК РФ, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и выплат при увольнении, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В судебном заседании обе стороны согласились с тем, что срок выплаты денежного содержания на нормативном уровне не установлен, и что применению в данном случае по аналогии может подлежать тридцатидневный срок, отведенный законодателем для рассмотрения обращения гражданина. При таких обстоятельствах, с учетом дат обращения Воронина за выплатой денежного содержания, выплаты за ... месяцы должны были быть произведены не позднее соответственно ДД.ММ.ГГГГ.
На день рассмотрения дела просрочка выплаты за ... месяц со дня увольнения составила ... дней, и за .... Следовательно, проценты по выплате за ... месяц составляют ..., что не выходит за пределы заявленных Ворониным исковых требований о применении штрафных санкций к бывшему работодателю.
Поэтому исковые требования о взыскании процентов за просрочку выплаты являются обоснованными и подлежат удовлетворению в указанной части, поскольку факт наличия задолженности ответчика перед истцом по выплатам, связанным с увольнением работника, в ходе рассмотрения дела установлен.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истцы по делам, связанным с оплатой труда и выплатой пособий освобождены от уплаты государственной пошлины, а судом признаны обоснованными требования истца о взыскании ..., взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере ..., которая в соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воронина АГ удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации города Ноябрьск в пользу Воронина АГ денежное содержание в размере ... и проценты за задержку его выплаты в размере ..., всего – ....
В удовлетворении остальной части исковых требований Воронину АГ отказать.
Взыскать с Администрации города Ноябрьск государственную пошлину в размере ... в бюджет муниципального образования город Ноябрьск.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
...
Решение в окончательной форме принято 2 июля 2012 года.
...
Судья Д.М.Нигматуллина
...