Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2010 года город Ноябрьск
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи БЫСТРЕЦКИХ Г.М.
при секретаре СОЛДАТЕНКОВОЙ О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 2183-2010 по иску Баймуратовой Альбины Диновны к ЗАО «<данные изъяты>» о взыскании ущерба в связи с ненадлежащим исполнением договора авиаперевозки,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась с иском о взыскании стоимости железнодорожного проезда Тюмень-Ноябрьск в вагоне купейного типа в размере 4 744 руб. 80 коп., взыскании штрафа за невыполнение договора авиаперевозки за просрочку доставки двух пассажиров в размере 16 237 руб.50коп. на основании ст.120 ВК РФ, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование иска Баймуратова А.Д. указала, что приобрела электронные билеты по маршруту Москва(Внуково) - Тюмень (Рощино), в авиабилетах указаны дата и время вылета 05 июля 2010г. 02 час.45 мин. московского времени. Прибыв в аэропорт, обнаружила, что рейс задерживается до 08 час.30 мин. В итоге, рейс был задержан до 9 00 час. Представитель ЗАО «<данные изъяты>» пояснил, что пассажиры рейса уведомлялись по электронной почте о задержке рейса. Однако истица не получала извещений о задержке рейса. Ответчик задержал рейс, однако истице не предлагали ни питание, ни отдых в гостинице. На основании ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» истица просит взыскать компенсацию морального вреда и убытки, а также штраф. Истица заранее приобрела железнодорожные билеты для проезда по маршруту: Тюмень - Ноябрьск. Однако в связи с задержкой авиарейса, истица опоздала на поезд.
В судебном заседании истица уточнила исковые требования. Просила взыскать с ответчика стоимость одного железнодорожного билета в сумме <данные изъяты>. приобретенного на имя Баймуратовой А.Д. ; штраф за просрочку доставки одного пассажира в размере <данные изъяты>. и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Направил в суд возражения, где указал, что истица вправе предъявлять требования только в отношении себя, в защиту своих прав. С заявленными требованиями ответчик частично не согласен. Не оспаривается, что плановое время вылета самолета 02 час.45 мин. московского времени. Рейс был задержан ответчиком до 09 час. 00 мин. Действительно, рейс был перенесен на 07 часов 55 мин. Однако все пассажиры были уведомлены по телефону и по электронной почте о задержке рейса. В вязи с уведомлением, ответчик в отзыве указал, что отсутствует его вина в просрочке доставки пассажиров. Пассажир самостоятельно несет ответственность за обеспечение стыковок рейсов воздушного и наземного транспорта, включая железнодорожный проезд. Истица в связи с неосмотрительностью опоздала на поезд, поэтому необоснованно просит взыскать стоимость железнодорожного билета. Также необоснованно истица просит взыскать штраф по основаниям ст. 120 ВК РФ в размере <данные изъяты> коп. В данном случае штраф составит <данные изъяты> руб.Требование о взыскании компенсации морального вреда ответчик также не признает.
Заслушав уточненные требования истицы в отношении защиты своих прав как потребителя услуг по авиаперевозке, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами. Нормативным актом, регулирующим правоотношения в области перевозок воздушным транспортом, является Воздушный Кодекс РФ. В соответствии с п.1 ст.103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс указанный в билете.
Сторонами не оспаривается, и подтверждается отметкой о задержке рейса, что действительно произошла задержка рейса вылета самолета более чем на 6 часов по маршруту: Москва(Внуково) - Тюмень (Рощино), событие имело место 05 июля 2010г. Ответчик указал, что известил пассажиров о задержке рейса по телефону и электронной почте, однако истица указала, что у неё была другая сим-карта телефона и соответственно она не была извещена о задержке вылета самолета. Ответчиком не представлено доказательств о надлежащем извещении истицы о задержке рейса самолета более чем на шесть часов. Таким образом, суд считает, что по вине ответчика нарушен договор авиаперевозки пассажира, пассажир несвоевременно с опоздание на шесть часов доставлен в пункт назначения.
Поскольку истица прибыла в пункт назначения на шесть часов позднее установленного времени, то она опоздала на поезд. Истица вынуждена была повторно приобрести билет для проезда по железной дороге по маршруту Тюмень - Ноябрьск. Согласно представленного билета стоимость одного билета составляет <данные изъяты>. (л.д.11). Данные расходы являются убытками истицы возникшими по вине ответчика. В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Таким образом, убытки в сумме <данные изъяты> подлежат взысканию с ответчика.
В отношении размера штрафа по основаниям ст. 120 Воздушного кодекса РФ суд соглашается с доводами ответчика, поскольку исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ производится с 01 01.2001г. исходя из базовой суммы равной 100руб. Таким образом, штраф за просрочку доставки пассажира составляет <данные изъяты> руб., суд не находит оснований для взыскания суммы штрафа в ином размере.
Как указала истица в исковом заявлении, к возникшим между сторонами правоотношениям, применяется закон ФЗ «О защите прав потребителя». Согласно ст.15 указанного Закона, истица вправе требовать компенсации морального вреда. Вина ответчика (авиаперевозчика) судом установлена и заключается в том, что по вине ответчика пассажир был доставлен в пункт назначения с опозданием на шесть часов. Истица ожидала отправки своего рейса самолета в течение более шести часов, терпела неудобства, переживала, у неё ухудшилось самочувствие, задержкой рейса, ответчик причинил истице нравственные страдания. При этом, ответчик не загладил свой вред, не проявил внимания, не создал комфортных условий для ожидания рейса. Напротив, ответчик полагает, что это истица виновата в том, что не проявила предусмотрительность, купила билет на поезд, с учетом расписания самолета. Однако данное обстоятельство не может быть поставлено в вину истице.
Согласно ст.15 вышеуказанного Закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. В ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Истица просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. Однако данную сумму суд считает завышенной и заявленной без учета конкретной обстановки. С учетом обстоятельств дела, принимая во внимание, что все-таки пассажир был доставлен в пункт назначения, но с опозданием, суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб.
В остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ЗАО «<данные изъяты>» в пользу Баймуратовой Альбины Диновны
стоимость железнодорожного билета в размере <данные изъяты> коп., штраф за просрочку <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> коп. <данные изъяты> коп.
В остальной части иска Баймуратовой Альбине Диновне - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья: Г.М. Быстрецких.