Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск 10 ноября 2010 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Салазкин С.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику об исчислении трудового стажа в льготном порядке, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что работает Сургутском отделении Свердловской железной дороги с 30 ноября 1982 года по настоящее время. В период с 30 ноября 1982 года по 25 июля 1983 года работал в должности помощника машиниста крана на железнодорожном ходу, с 25 июля 1983 года по 12 ноября 1984 года - машинистом грузоподъемного крана на железнодорожном ходу восстановительного поезда ст. Сургут, с 12 ноября 1984 года по 24 мая 1985 года - помощником машиниста дизель-электрического крана восстановительного поезда ст. Ноябрьск, с 24 мая 1985 года по 23 сентября 1994 года - машинистом дизель-электрического крана на железнодорожном ходу восстановительного поезда ст. Ноябрьск, с 23 сентября 1994 года по 15 сентября 2005 года - мастером восстановительного поезда ст. Ноябрьск. В мае 2010 года он обратился к ответчику с вопросом о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ответчик в устной форме отказал ему засчитывать указанные периоды работы в льготный стаж в связи с отсутствием данных профессий в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272. С данным отказом он не согласен. Несмотря на то, что формально он работал в указанные периоды машинистом дизель-электрического крана на железнодорожном ходу, а не машинистом парового крана на железнодорожном ходу, он фактически работал с той же нагрузкой и уровнем сложности, что и машинист парового крана на железнодорожном ходу, он выполнял те же работы, что предусмотрены и для парового крана на железнодорожном ходу. Кроме того, несмотря на то, что его должность в период с 1994 года по 2005 года называлась мастер восстановительного поезда, а не мастер, занятый на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, он фактически выполнял работы по текущему содержанию пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика включить периоды его работы машинистом дизель-электрического крана на железнодорожном ходу и мастером восстановительного поезда в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Ноябрьского городского суда от 2 июля 2010 года Салазкину С.М. было отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЯНАО от 16 сентября 2010 года решение Ноябрьского городского суда от 2 июля 2010 года в части отказа в удовлетворении требований иска о включении в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно периода работы мастером восстановительного поезда ст. Ноябрьск с 23 сентября 1994 года по 15 сентября 2005 года отменено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В судебном заседании истец и его представитель Ильгов В.И. на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, представили возражения на иск, суть которых сводится к необоснованности исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания назначения и выплаты трудовых пенсий предусмотрены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон).
Согласно ст. 7 Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пункт 2 статьи 28.1 Закона закрепляет льготу по дополнительному снижению пенсионного возраста для лиц, занятых на определенных видах работ, и условия ее предоставления.
Так, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Закрепляя в Законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, влияющих на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, характере работы, в том числе - выполняемой в течение полного рабочего дня постоянно или отдельными периодами.
При досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 (далее - Список № 272).
В соответствии со Списком № 272 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорого с интенсивным движением поездов.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал должность), указанной (указанную) в Списке, а также была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров).
Из материалов дела и пояснений истца установлено, что Салазкин С.М. в период с 23 сентября 1994 года по 15 сентября 2005 года работал мастером восстановительного поезда ст. Ноябрьск.
Профессия мастера восстановительного поезда в Списке № 272 отсутствует.
В соответствии с Положением о восстановительных поездах на железнодорожном транспорте РФ, утвержденным первым заместителем Министра путей сообщения РФ 2 февраля 1996 года № ЦРБ-364 (действовало в период работы истца мастером восстановительного поезда), восстановительные поезда на железнодорожном транспорте создаются на отделениях железных дорог и относятся к специальным формированиям Министерства путей сообщения Российской Федерации, которые предназначаются для ликвидации последствий сходов с рельсов и столкновений подвижного состава, а также оказания помощи при стихийных бедствиях. Восстановительные поезда участвуют в составе единой Российской системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве аварийно - восстановительных сил и средств.
Согласно должностной инструкции мастера восстановительного поезда в должностные обязанности Салазкина С.М. входили: организация восстановительных работ при ликвидации аварийных ситуаций; организация хозяйственных работ в ВП; содержание оборудования, техники, снаряжения в постоянной готовности и выполнение поставленных задач; обеспечение материалами, запасными частями, израсходованных на работах по ликвидации аварийных ситуаций и подрядно-договорных работ; проверка по нормативам аварийно-полевых команд на станциях приписки; обеспечение техники безопасности, соблюдения норм охраны труда и производственной санитарии; проведение инструктажей в ходе производственных работ; периодические испытания ГПМ (таль, укосина), гидравлические домкраты; содержание рабочего инструмента и оборудования в исправном состоянии; проведение 1 ступени контроля по охране труда и техники безопасности.
В то время, как должностные обязанностями мастера дорожного (включая старшего) являются: осуществление в соответствии с Типовым положением о мастере производственного участка руководство возглавляемым им участком; обеспечение выполнения работ по ремонту и текущему содержанию верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений в установленные сроки и высокого качества, для обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов с установленными скоростями и т.д..
Различия в должностных обязанностях позволяют суду сделать вывод о том, что мастер восстановительного поезда и мастер дорожный являются разными профессиями.
Согласно ответу, полученному на запрос суда из филиала - ОАО «РЖД», восстановительный поезд на ст. Ноябрьск обслуживает участок железной дороги от ст. Уль-Ягун до ст. Новый Уренгой. Салазкин С.М. должности, предусмотренные Списком № 272 от 24 апреля 1992 года, дающие право на досрочное назначение пенсии, не занимал. Салазкин С.М. работал мастером восстановительного поезда, в его должностные обязанности входило: обеспечение постоянной готовности к выезду на аварийно-восстановительные работы технических средств и железнодорожного подвижного состава; своевременное выполнение планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта восстановительных средств и техники; регулярный осмотр (не реже двух раз в месяц) всех технических средств, находящихся на оснащении восстановительного поезда; руководство проведением один раз в три месяца обкатки всего восстановительного поезда и его частей на расстояние не менее 25 км., если за это время поезд не выезжал (в полном составе) на ликвидацию последствий сходов с рельсов подвижного состава либо для оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера; обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию вновь поступающих на оснащение восстановительного поезда технических средств с оформлением положенной документации; обеспечение дополнительного оснащения восстановительного поезда приспособлениями, ускоряющими и облегчающими ведение восстановительных работ; проведение теоретических и практических занятий, а также полигонных учений с работниками восстановительного поезда. В период работы мастером восстановительного поезда Салазкин С.М. функции мастера дорожного (мостового), занятого на текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений не выполнял. Должности мастера дорожного, мостового, занятых на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, предусмотрены в штатных расписаниях дистанций пути. На участке от ст. Ульт-Ягун до ст. Коротчаево работают Нижневартовская, Ноябрьская и Коротчаевская дистанции пути. Вышеперечисленные должности существуют в штатных расписаниях этих дистанций.
В судебном заседании истец утверждал, что в период работы мастером восстановительного поезда он выполнял работы по текущему содержанию пути и искусственных сооружений на участке железной дороги от ст. Уль-Ягун до ст. Коротчаево.
В подтверждение своих доводов истец представил показания свидетелей.
Свидетель Кокорев А.В. в судебном заседании от 25 июня 2010 года, работающий начальником восстановительного поезда на ст. Ноябрьск с 1995 года, пояснил, что Салазкин С.М., работая мастером восстановительного поезда, непосредственно выполнял работы на текущем содержании пути и искусственных сооружений, выполнением указанных работ он был занят в течение полного рабочего дня.
Свидетели Чербарь Е.А., работающий электриком в восстановительном поезде на ст. Ноябрьск, и Серебренников В.Н. - помощник машиниста крана, пояснили, что основной функцией восстановительного поезда является ликвидация последствий сходов с рельсов и столкновений подвижного состава. Их восстановительный поезд обслуживал участок железной дороги от ст. Ульт-Ягун до ст. Коротчаево. С весны до осени они также периодически занимались выполнением работ по текущему содержанию пути и искусственных сооружений на данном участке: замена стрелочных переводов, замена мостов и т.д.. Делали это они по указанию руководства. Работы по текущему содержанию пути и искусственных сооружений они выполняли в течение 65-70 % рабочего времени. На ст. Ульт-Ягун эти работы они выполняли не часто, примерно раз в один месяц. За пределами участка дороги от ст. Ульт-Ягун до ст. Коротчаево они несколько раз оказывали помощь в ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, работы по текущему содержанию пути и искусственных сооружений за пределами своего участка они не осуществляли.
Представленные суду доказательства не подтверждают с достоверностью факт занятости Салазкина С.М. выполнением работ по текущему содержанию пути и искусственных сооружений в течение полного рабочего дня - 80 % рабочего времени, включая выполнение этих работ на ст. Ульт-Ягун.
Однако даже, если принять во внимание данные доказательства, период работы истца с 23 сентября 1994 года по 15 сентября 2005 года мастером восстановительного поезда ст. Ноябрьск не может быть включен в специальный стаж, поскольку работы эти выполнялись истцом не на участке с интенсивным движением поездов.
Магистральные железные дороги - это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему Министерства путей сообщения РФ. Интенсивное движение - это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и на однопутных участках - более 24 пар в сутки.
Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, ежегодно утверждаемым МПС России. График является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог, основой организации движения поездов и объединяет деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.
Размеры движения поездов на железных дорогах содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог, утверждаемых МПС России. С учетом этих показателей службой перевозок железной дороги ежегодно определяется интенсивность движения поездов на конкретной железной дороге, что закрепляется приказом по предприятию.
В судебном заседании установлено, что на участке железной дороги от ст. Ульт-Ягун до ст. Коротчаево, который обслуживает восстановительный поезд на ст. Ноябрьск, в период с 23 сентября 1994 года по 15 сентября 2005 года интенсивного движения поездов не было. Указанное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности, перечнями участков с особо интенсивным и интенсивным движением поездов по Свердловской железной дороге в границах Тюменской области, письмом начальника дирекции управления движением Свердловской железной дороги, приобщенным к материалам дела по ходатайству истца, и не оспаривалось стороной истца.
Сведения о работе Салазкина С.М. в указанные им периоды в особых условиях труда в выписке из его индивидуального лицевого счета отсутствуют.
Из ответа заместителя начальника Свердловской железной дороги (по Сургутскому району) на запрос суда и пояснений истца в судебном заседании следует, что дополнительные гарантии в период его работы мастером восстановительного поезда (выдача молока и проч.), ему не предоставлялись.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Салазкин С.М. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периода работы мастером восстановительного поезда ст. Ноябрьск с 23 сентября 1994 года по 15 сентября 2005 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Габова Т.Н.