Об оспаривании действия органа МСУ



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск 8 декабря 2010 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Алиева А.С. об оспаривании бездействия межведомственной комиссии и Администрации муниципального образования город Ноябрьск,

У С Т А Н О В И Л:

Алиев А.С. обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование требований указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В мае 2010 года он обратился в межведомственную комиссию с заявлением с просьбой провести оценку соответствия занимаемого его семьей жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. 11 июня 2010 года межведомственной комиссией было составлено заключение о непригодности жилого помещения для проживания. С данным заключением он не согласен. Дом, в котором находится его жилое помещение, является аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени такое решение межведомственной комиссией не принято. Межведомственная комиссия в нарушение требований пункта 44 Положения не привлекла к обследованию дома специализированную организацию. Указанное бездействие нарушает его жилищные права и препятствует получению его семьей вне очереди другого благоустроенного жилого помещения. Заключение составляется специализированной организацией в отношении всего дома, получить заключение об аварийности только занимаемой его семьей комнаты он не может. Оплатить услуги специализированной организации по обследованию всего многоквартирного дома он не может, так как его семья является малоимущей. Собственником занимаемого им жилого помещения является Администрация МО г. Ноябрьск, на которую в силу ст.ст. 2, 14, 30 ЖК РФ возложена обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам. В межведомственную комиссию должен был собственник жилого помещения - Администрация МО г. Ноябрьск, а соответственно именно они должны были привлечь к обследованию дома специализированную организацию.

В судебном заседании заявитель и представитель заявителя Царева Т.В. на заявлении настаивали.

Представитель межведомственной комиссии Кравченко С.В. с заявлением не согласилась, пояснила, что заявителем пропущен срок обращения с заявлением об оспаривании бездействия межведомственной комиссии в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ. Кроме того, пояснила, что требования Алиева А.С. основаны на неверном толковании норм права. Признание помещения непригодным для проживания исключает возможность принятия решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта. Таким образом, исходя из толкования норм права многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение ремонту не подлежит.

Представитель Администрации МО г. Ноябрьск в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили возражения по существу заявления, суть которых сводиться к тому, что обращение в межведомственную комиссию с предоставлением заключения специализированной организации по признанию дома аварийным является правом, а не обязанностью.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с Положением вопросы о признании помещения жилым помещением, признании жилого помещения непригодным для проживания, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу решаются межведомственной комиссией.

Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Из материалов дела видно, что распоряжением администрации муниципального образования город Ноябрьск от 14 февраля 2006 года № Р-144 создана межведомственная комиссия. Алиев А.С. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 31 мая 2010 года Алиев А.С. обратилась в межведомственную комиссию с заявлением, в котором просил провести оценку соответствия занимаемого им жилого помещения установленным законом требованиям. 11 июня 2010 года межведомственной комиссией было составлено заключение о признании жилого помещения, занимаемого семьей истца, непригодным для проживания (л.д. 11).

Заключение специализированной организации, проводящей обследование дома, которое необходимо для признания многоквартирного дома аварийным, заявителем в межведомственную комиссию представлено не было.

В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что обратиться в межведомственную комиссию и представить заключение специализированной организации должна была Администрация муниципального образования город Ноябрьск, как собственник жилого помещения, занимаемого истцом. Кроме того, сама межведомственная комиссия должна была привлечь для обследования дома специализированную организацию.

Однако суд находит данные доводы ошибочными, поскольку с заявлением в межведомственную комиссию обратился Алиев А.С., как наниматель жилого помещения, и соответственно он в силу пункта 45 Положения должен был представить в межведомственную комиссию для признания многоквартирного дома аварийным заключение специализированной организации, проводящей обследование жилого дома.

Обращение в межведомственную комиссию с заявлением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, является правом, а не обязанностью собственников, нанимателей помещений. Администрация МО г. Ноябрьск не является единственным собственником помещений в многоквартирном доме, что не оспаривалось заявителем.

Изложенное выше позволяет суду прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Алиевым А.С. требований.

Права и свободы заявителя межведомственной комиссией и Администрацией МО г. Ноябрьск не нарушены.

В случае, если заявитель считает, что Администрация МО г. Ноябрьск незаконно отказывает ему в предоставлении вне очереди другого благоустроенного помещения в связи с тем, что занимаемое его семьей жилое помещение непригодно для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, он вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

Кроме того, заявитель также не лишен возможности вновь обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признании многоквартирного дома аварийным, предоставив заключение специализированной организации, проводящей обследование дома.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Представитель межведомственной комиссии заявила о пропуске Алиевым А.С. срока обращения с заявлением об оспаривании бездействия межведомственной комиссии в суд.

В судебном заседании установлено и не оспорено заявителем, что вопрос о пригодности (непригодности) помещения для проживания рассматривался межведомственной комиссией в июне 2010 года, заключение межведомственной комиссии от 11 июня 2010 года было получено заявителем 19 августа 2010 года, что подтверждается его личной подписью на сопроводительном письме.

Алиев А.С. обратился в суд в суд с настоящим заявлением об оспаривании бездействия межведомственной комиссии 29 ноября 2010 года, то есть по истечении срока, установленного ст. 256 ГПК РФ.

В силу ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В судебном заседании заявитель и его представитель ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд не заявляли, полагая, что срок ими не пропущен, никаких доказательств уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением об оспаривании бездействия межведомственной комиссии заявитель не представил.

Пропуск срока обращения с заявлением в суд при отсутствии уважительных причин пропуска данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления Алиева А.С. об оспаривании бездействия межведомственной комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Алиева А.С. в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия межведомственной комиссии и Администрации муниципального образования город Ноябрьск отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Габова