О взыскании страхового возмещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск 12 января 2011 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,

с участием помощника прокурора г. Ноябрьск СТОЛБОВА С.А.,

при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-0103-2010 по иску Петрова Е.Б., Кравченко Н.И. и Валеев И.М. к Открытому акционерному обществу «СОГАЗ» о взыскании страховой выплаты и неустойки,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратились в суд с настоящим иском. В обоснование своих требований указали, что 11 сентября 2009 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погибли их близкие Петров А.С. и Кравченко М.С.. Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине работника ООО «Газпром трансгаз Сургут» Алымова В.В., управлявшего в момент дорожно-транспортного происшествия автомобилем "марка", государственный регистрационный знак №, владельцем которого является ответчик. Риск гражданской ответственности владельцев автомобиля "марка" был застрахован в ОАО «СОГАЗ». 22 марта 2010 года они обратились к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с гибелью Петрова А.С. и Кравченко М.С.. Ответчик произвел выплату страхового возмещения в сумме 25000 рублей (расходы на погребение) на каждого потерпевшего, в выплате остальной части страхового возмещения отказал. Просят взыскать с ответчика страховую выплату в сумме 270000 рублей и неустойку за период с 22 апреля 2010 года по 23 ноября 2010 года в сумме 320000 рублей, а также судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в суд, в сумме 9100 рублей.

Определением суда от 17 декабря 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Газпром трансгаз Сургут».

В судебном заседании истица Петрова Е.Б., действующая от имени истцов Кравченко Н.И. и Валеева И.М. на основании доверенностей, представитель истицы Петровой Е.Б. Васильев А.В. на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика - ОАО «СОГАЗ», Кузьменко Е.Л. и Сингуров И.А. исковые требования не признали, пояснили, что истцы с заявлениями о выплате им страхового возмещения в сумме 135000 рублей (на каждого потерпевшего) не обращались. Кроме того, истцы право на получение страховой выплаты в указанном размере не имеют, поскольку не являются лицами, имеющими право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца). Страховая выплата в размере 50000 рублей (расходы на погребение по 25000 рублей на каждого потерпевшего) была произведена страховщиком лицу, понесшему эти расходы, в срок, установленный законом.

Представитель третьего лица - ООО «Газпромтрансгаз Сургут», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 11 сентября 2009 года около 14 часов 30 минут на перекрестке автодороги «Ноябрьск-Вынгапуровский» и автодороги на КС-1 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля "марка", государственный регистрационный знак №, принадлежащего на праве собственности ООО «Газпром трансгаз Сургут», под управлением работника ООО «Газпром трансгаз Сургут» Алымова В.В., выполнявшего производственное задание, и автомобиля "марка", государственный регистрационный знак №, под управлением водителя Ф 1 В результате столкновения автомобилей погибли водитель автомобиля "марка" Ф 1 и пассажиры, находившиеся в этом автомобиле, Петров А.С. и Кравченко М.С..

Приговором Ноябрьского городского суда от 4 декабря 2009 года Алымов В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, и ему назначено наказание. Указанный приговор вступил в законную силу (л.д. 7-10).

Риск гражданской ответственности владельцев автомобиля "марка", государственный регистрационный знак №, был застрахован в ОАО «СОГАЗ». Дорожно-транспортное происшествие произошло в период действия договора страхования, что не оспаривалось сторонами, в связи с чем, является страховым случаем, влекущим обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон № 40-ФЗ) объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона № 40-ФЗ страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей.

В силу ст. 12 Закона № 40-ФЗ размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

135 тысяч рублей - лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);

не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим эти расходы.

Потерпевший обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.

Статьей 13 Закона № 40-ФЗ страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате. При неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной статьей 7 настоящего Федерального закона страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. Сумма неустойки (пени), подлежащей выплате потерпевшему, не может превышать размер страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему, установленной статьей 7 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела видно, что 22 марта 2010 года Петрова Е.Б. обратилась в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения (расходов на погребение Петрова А.С. и Кравченко М.С.). Страховое возмещение было перечислено ОАО «СОГАЗ» Петровой Е.Б. 17 мая 2010 года, что подтверждается копией платежного поручения № 773 от 17 мая 2010 года, то есть в срок, установленный законом (30 дней). Последний документ, необходимый для производства страховой выплаты, поступил от Петровой Е.Б. страховщику 15 апреля 2010 года, что не оспаривалось Петровой Е.Б. в судебном заседании.

С заявлением о выплате страхового возмещения в размере 135000 рублей (на каждого потерпевшего) истцы в ОАО «СОГАЗ» не обращались. Более того, как установлено в судебном заседании, истцы не имеют право на получение страховой выплаты в указанном размере.

Пунктом 1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ урегулированы вопросы определения размера страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью, и иным лицам, которые в случае его смерти будут являться получателями страховой выплаты. При этом сам пункт 1 круг таких лиц непосредственно не определяет, а отсылает к нормам главы 59 ГК Российской Федерации, указывая, что эти лица должны иметь право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца) в соответствии с гражданским законодательством.

Круг лиц, которые в случае смерти потерпевшего (кормильца) имеют право на возмещение вреда, установлен в статье 1088 ГК Российской Федерации. К их числу относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Таким образом, возникновение у лица права на получение компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, Гражданский кодекс Российской Федерации связывает с нетрудоспособностью, нахождением на иждивении умершего либо фактом наличия ко дню смерти права на получение от него содержания. При этом нормативное содержание понятий «нетрудоспособность» и «иждивение» раскрывается в других федеральных законах, в частности в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что истцы не относятся к кругу лиц, которые в случае смерти потерпевшего (кормильца) имеют право на возмещение вреда, установленному в ст. 1088 ГК РФ. Доказательств обратного стороной истцов суду не представлено.

Петрова Е.Б. и Валеев И.М. являются трудоспособными, несовершеннолетних детей от брака с погибшими не имели.

Кравченко Н.И. (мать погибшей Кравченко М.С.) является нетрудоспособной (достигла возраста 55 лет), однако доказательства нахождения ее на иждивении погибшей Кравченко М.С. отсутствуют.

Как пояснили в судебном заседании Петрова Е.Б. и Васильев А.В. такими доказательствами они не располагают.

С учетом установленных обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании страховой выплаты и неустойки.

Доводы стороны истцов о том, что право на получение страховой выплаты в случае смерти потерпевшего имеют не только лица, указанные в ст. 1088 ГК РФ, но и просто близкие родственники и наследники потерпевшего, основаны на неверном толковании норм права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Петрова Е.Б., Кравченко Н.И. и Валеев И.М. в удовлетворении исковых требований к Открытому акционерному обществу «СОГАЗ» о взыскании страховой выплаты и неустойки отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Габова Т.Н.