О признании незаконным решения об отказе в назначении льготной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск3 марта 2011 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьиГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседанияЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Литвинов В.М. к ГУ УПФ РФ о признании решения об отказе в назначении льготной пенсии незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в назначении льготной пенсии незаконным. В обоснование требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что достаточно времени проработал на работах с тяжелыми условиями труда – каменщиком, строительным мастером, прорабом. Однако, ответчик решением от 27 октября 2010 года № 345 отказал ему в назначении льготной пенсии, не включил периоды его работы со 2 июля 1981 года по 7 июня 1982 года, с 29 сентября 1982 года по 12 марта 1987 года, с 12 марта 1987 года по 26 февраля 1988 года, с 5 марта 1988 года по 1 июня 1989 года и с 1 июня 1989 года по 1 мая 1990 года в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, в связи с невозможностью подтверждения характера работы и условий труда. Получить какие-либо иные документы он не может, поскольку организации, в которых он работал, ликвидированы, а в муниципальном архиве такие документы отсутствуют.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил признать решение об отказе в назначении пенсии от 27 октября 2010 года незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы: с 29 сентября 1982 года по 11 марта 1987 года каменщиком в СМП-269 ПСМО «Тюменьстройпуть» и с 5 марта 1988 года по 31 мая 1989 года каменщиком в СУ-17 треста «Обънефтегазстрой», и назначить досрочную трудовую пенсию с 21 октября 2010 года. На включении в специальный стаж иных периодов работы не настаивал. Привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ, Мишанкина Н.В. исковые требования не признала, пояснила, что Литвинов В.М. обратился к ним с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, решением от 27 октября 2010 года № 345 ему было в этом отказано, поскольку не были представлены документы, подтверждающие, что он входил в бригаду каменщиков или в специализированное звено каменщиков комплексной бригады в спорные периоды. Если бы истцом были представлены такие документы, то у него возникло бы право на досрочное назначение пенсии по старости.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что 21 октября 2010 года Литвинов В.М. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением ответчика № 345 от 27 октября 2010 года Литвинову В.М. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с невозможностью подтверждения характера работы и условий труда (л.д. 18).

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Основания назначения и выплаты трудовых пенсий предусмотрены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работникам строительных профессий трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно на 5 лет раньше общеустановленного срока. Это право установлено тем работникам, чьи профессии и должности предусмотрены в разделе XXVII «Строительство, реконструкция техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий и сооружений» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пункт 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляет льготу по дополнительному снижению пенсионного возраста для лиц, занятых на определенных видах работ, и условия ее предоставления.

Так, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с разделом XXVII Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Факт работы Литвинова В.М. каменщиком, постоянно работающим в бригаде каменщиков, в период с 29 сентября 1982 года по 11 марта 1987 года в СМП-269 ПСМО «Тюменьстройпуть» и с 5 марта 1988 года по 31 мая 1989 года в СУ-17 треста «Обънефтегазстрой» и факт его занятости выполнением данных работ в течение полного рабочего дня полностью нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Указанные факты подтверждаются собранными по делу доказательствами: трудовой книжкой истца, архивными справками отдела по делам архивов Администрации города Ноябрьск, копиями личных карточек на имя Литвинова В.М., а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Ф 1, Ф 2, Ф 5, Ф3, Ф 4, оснований не доверять показаниям которых у суда не имеется.

Так, свидетели Ф 1, Ф 2, Ф 5 суду пояснили, что работали вместе с истцом в СМП-269 ПСМО «Тюменьстройпуть». Истец работал в составе бригады каменщиков, которая занимались строительством различных объектов. Выполнением данных работ истец занимался в течение полного рабочего дня на протяжении всего периода работы.

Свидетели Ф 5, Ф3, Ф 4 суду показали, что работали вместе с Литвиновым В.М. СУ-17 треста «Обънефтегазстрой», истец работал каменщиком в составе бригады каменщиков, они также работали каменщиками в составе бригады. Они все работали в составе бригад, занимались строительством, клали кладку. Выполнением данных работ они занимались в течение полного рабочего дня на протяжении всего периода работы.

Трудовые книжки свидетелей подтверждают их работу в указанные ими периоды в одних организациях с истцом.

Доводы представителя ответчика о том, что характер работы не может быть подтвержден свидетельскими показаниями, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Таким образом, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

Возможности получить документы, подтверждающие характер работы, во внесудебном порядке у истца не имеется, поскольку организации, в которых он работал в тяжелых условиях труда, ликвидированы, а в архивах данные документы отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Отсутствие приказов о создании бригады, а также отсутствие в трудовой книжке записей в соответствии формулировками трудового законодательства или иного федерального закона, не может быть поставлено в вину гражданину ибо оформление трудовых отношений при приеме на работу в строительной отрасли без учета особенностей по отношению к другим сферам трудовых отношений, является обязанностью работодателя.

Иное решение данного вопроса приведет к ограничению конституционного права истца на своевременное социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение ГУ УПФ РФ от 27 октября 2010 года № 345 об отказе Литвинов В.М. в установлении пенсии незаконным.

Обязать ГУ УПФ РФ включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, Литвинов В.М. периоды работы с 29 сентября 1982 года по 11 марта 1987 года каменщиком в СМП-269 ПСМО «Тюменьстройпуть», с 5 марта 1988 года по 31 мая 1989 года каменщиком в СУ-17 треста «Обънефтегазстрой».

Обязать ГУ УПФ РФ назначить Литвинов В.М. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:Габова Т.Н.