о включении в списки молодых семей на получение социальной выплаты



копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2011 годагород Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе: председательствующего, судьиМизиновой Л.Ю.

при секретаре судебного заседанияИльиной Е.Н.

с участием: истцов Лифиренко А.В., Лифиренко Т.Г., представителя ответчика Бикбулатова И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Лифиренко А.В., Лифиренко Т.Г. к администрации г.Ноябрьска, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о включении молодой семьи в состав участников программы «Жилище»,

у с т а н о в и л :

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о включении молодой семьи в состав участников программы « Жилище». В обоснование указали,что ДД.ММ.ГГГГ обратились к ответчику с заявлением о включении в состав участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей » федеральной целевой программы « Жилище» на 2002 – 2010 годы, однако им было отказано со ссылкой на отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий. Считают данный отказ необоснованным, поскольку составом семьи три человека проживали в <адрес> общая площадь жилого помещения составляла <данные изъяты> Полагают, что площадь жилого помещения – <адрес>, где были зарегистрированы Лифиренко Т.Г. и ребенок не должны учитываться при суммарном подсчете, поскольку указанное помещение приспособлено для проживания, не соответствует требованиям пригодного жилого помещения, не является муниципальной и частной собственностью.

В судебном заседании истцы поддержали иск по тем же основаниям, пояснив, что они приобрели в кредит квартиру в надежде получить социальную выплату как молодая семья.

Представитель ответчика с иском не согласился, указывая, что истцам было отказано в участии в программе « Жилище » как молодой семье, поскольку семья не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как обеспеченность каждого члена семьи общей площадью составила более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления ( 15 кв.м. общей площади на каждого ) до приобретения жилья.

Представитель Правительства ЯНАО в суд не явился, в письменном отзыве указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку принятие решения о включении молодой семьи в список участников Окружной программы отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.

Суд выслушав пояснения участников судебного разбирательства, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2007 года № 20-ЗАО утверждена окружная целевая программа «Жилище» на 2006-2010 года.

В целях реализации программы, Постановлением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2009 года № 73-А утверждено Положение о порядке предоставления жилищных субсидий молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту Положение).

Названное положение определяет порядок реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы, а также порядок формирования органами местного самоуправления списков молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить субсидию.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июля 2010 года № 113-П в Постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2009 года № 73-А внесены изменения и дополнения.

В судебном заседании установлено, что семья истцов, изъявив желание быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и соответственно, получить социальную выплату, в октябре 2010 года обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список молодых семей, желающих получить социальную выплату на погашение основанной суммы долга и уплату процентов по ипотечному кредиту, направленному на приобретение жилья.

Рассмотрение вопроса предоставления социальной выплаты относится к компетенции органа местного самоуправления в лице общественной жилищной комиссии ( п.п.2.7 Положения).

Решением жилищной комиссии при администрации г.Ноябрьска, семье истцов было отказано в признании участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с непризнанием нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку при суммировании общей площади жилья до приобретения квартиры, обеспеченность каждого члена семьи составляла более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления <данные изъяты>

Действительно, как видно из материалов дела, Лифиренко Т.Г. и Лифиренко А.В. зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ДД.ММ.ГГГГ истцы приобрели однокомнатную <адрес>

Лифиренко А.В. зарегистрировался в указанном жилом помещении, Лифиренко Т.Г. и несовершеннолетний Лифиренко А.В. сохранили регистрацию <адрес>

<адрес>

Как следует из дела, Лифиренко Т.Г. проживала и была зарегистрирована в <адрес> вместе со своими родителями с 1992 года. Указанное жилое помещение не является собственностью истцов и не включено в реестр муниципального имущества г.Ноябрьска.

В соответствии с решением Ноябрьского городского суда ДД.ММ.ГГГГ за Лифиренко Т.Г. и несовершеннолетним Лифиренко Евгением признано право пользования указанным балком, без установления оснований социального пользования.

ДД.ММ.ГГГГ истцы заключили договор купли-продажи <адрес> с использованием кредитных средств банка ВТБ 24 <данные изъяты> и приобрели за счет кредитных средств жилое помещение.

В соответствии с п.1.3 Положения право на участие в окружной подпрограмме имеют молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ ( п.п.1.4 Положения).

Право молодой семьи использовать социальные выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам закреплено в п.п.1.2 Положения.

В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному кредиту нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий определяется до момента приобретения жилья ( п.п.1.5.).

Основанием для возникновения права на получение социальных выплат являются: волеизъявление супругов; гражданство РФ; постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий ( п.1.6).

Как следует из материалов дела, семья истцов на момент обращения с заявлением, в октябре 2010 года, о предоставлении социальной выплаты являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из актов проверки факта проживания следует, что истцы с августа 2006 года постоянно проживали в <адрес>.

Свидетель Круглова Л.В. суду показала, что ее дочь Лифиренко Т.Г. со дня регистрации <адрес> не проживала. Жилое помещение – балок является бесхозяйным и непригодным для проживания. Договор социального найма по пользованию балком с ними не заключался, в собственность им не передавался. Право пользования балком признали в судебном порядке для того, чтобы осуществлять гражданские права.

Критерий нуждаемости либо обеспеченности семьи должен определяется со дня наступления событий – образования семьи. Право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, а не отдельно взятый гражданин.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей.

Судом установлено, что истцы до приобретения <адрес> имели в собственности <адрес>,где постоянно проживали составом семьи 3 человека, общей площадью <данные изъяты>

При решении вопроса о признании нуждающимися конкретных лиц в улучшении жилищных условий, необходимо учитывать весь комплекс юридически значимых обстоятельств – состояние ранее занимаемого жилого помещения, статус такого жилища, возможность в связи с проживанием в таком жилом помещении реализовать право на внеочередное получение жилища, приватизацию и т.д..

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещения по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещения или членами семьи собственников жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено судом, договор социального найма в отношении жилого помещения – <адрес> не заключался, в судебном порядке право пользования на условиях социального найма не подтверждалось, в собственности указанное жилое помещение не находится.

Сам по себе факт регистрации истицы и несовершеннолетнего ребенка фактически в помещении приспособленном для проживания, не должен учитываться при определении степени нуждаемости в жилом помещении с учетом суммарной общей площади всех жилым помещений

( ст.51 ЖК РФ).

Решение вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с программой « Жилище» относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды.

Таким образом, судом установлено право истцов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку соблюден возрастной ценз, до приобретения квартиры жилым помещением семья истцов была обеспечена менее учетной норма, нуждалась в улучшении жилищных условий.

Признавая за истцами право на участие в программе « Жилище» со дня обращения к ответчику с заявлением и документами, установленной формы ДД.ММ.ГГГГ суд учитывает, что указанное право не было своевременно реализовано не по вине истцов.

Поскольку истцами было заявлено о включении в список молодых семей – участников программы « Жилище», суд следуя положениям ст.196 ч.3 ГПК РФ ограничивается заявленными требованиями.

Вместе с тем, следует учитывать, что предоставление социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе в настоящее время осуществляется в соответствии с программой « Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы « Жилище » на 2011 -2015 годы, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 18 ноября 2010 года № 383-П, в порядке, утвержденном постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 535-П.

Однако, указанный судебный акт не может быть преодолен путем принятия решения органом местного самоуправления об отказе во включении истцов в список молодых семей со ссылкой на вновь принятую программу « Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО от 18 ноября 2010года), поскольку право семьи Лифиренко на участие в долгосрочной целевой программе « Жилище» признано с даты подачи заявления- ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-198 ГПК РФ,суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лифиренко А.В. и Лифиренко Т.Г. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования город Ноябрьск включить семью Лифиренко А.В. и Лифиренко Т.Г. в список молодых семей – участников целевой программы "Жилище" со дня подачи заявления на получение социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий:подпись

Копия верна.

Судья:Мизинова Л.Ю.

Секретарь суда: