об оспаривании действия (бездействия) органа ОМС



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 г.                                                                         г. Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе:

председательствующего судьи                                БЫСТРЕЦКИХ Г.М.

при секретаре судебного заседания                      КУДРЯВЦЕВОЙ Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Захарченко Л.К. об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления.

       У С Т А Н О В И Л:

Спорное жилое помещение расположено по адресу: город Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский, ул. Молодежная, дом 11, кв.20, принадлежит на праве собственности заявителю Захарченко Л.К. Заявитель просит признать (бездействия) органа местного самоуправления в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10ст. 32 ЖК РФ. Обязать администрацию МО города Ноябрьск после вступления решения суда в законную силу в месячный срок направить в адрес собственников жилых помещений, находящихся по адресу: <адрес>, требование о сносе дома за счет собственных средств собственников с указанием срока сноса дома.

Захарченко Л.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

    В судебном заседании представитель заявителя Ларина А.В. настаивала на уточненных требованиях <данные изъяты> привела доводы, изложенные в заявлении.    Указала, что с момента принятия решения о признании дома, подлежащим сносу и непригодным для проживания прошло 2,5 года, администрация М.О. г.Ноябрьска не предпринимает никаких действий по направлению собственникам требования о сносе в разумный срок <адрес>. Не исполнение муниципальными органами своих полномочий и обязанностей по соблюдению установленного порядка признания жилых помещений непригодными для проживания и их сноса нарушает права предусмотренные законодательством, гарантии прав проживающих в таких жилых помещениях граждан и собственников жилых помещений.

Представитель администрации МО г. Ноябрьск в судебное заседание не явился, направил в суд письменные возражения на исковое заявление, указал, что заключением межведомственной комиссии (далее МВК) от 28 ноября 2008 года № 138 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский, дом № 11 признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ», в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос жилого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и подлежит изъятию спорное жилое помещение. Решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, по направлению органом, принявшим решение к собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома в соответствии со ст.32 ЖК РФ и последующему принятию Администрацией МО г. Ноябрьск решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, в том случае если собственники жилых помещений не выполнили требования о его сносе или реконструкции. Решение о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принято МВК, которая не является структурным подразделением Администрации г.Ноябрьска, поэтому полномочия по предъявлению требований к собственникам непригодных жилых помещений не входят в компетенцию Администрации М.О. г.Ноябрьск, в связи с чем доводы заявителя считают несостоятельными.

    Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит требования заявления подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что заявитель является собственником спорного жилого помещения на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан. Право собственности зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

В соответствии с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Положение), вопросы о признании жилых помещений непригодными для проживания решаются МВК.

В силу пункта 47 Положения, комиссия по результатам работы, включающей в себя: изучение представленных документов, осмотр жилого дома, возможные дополнительные обследования; принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

    ДД.ММ.ГГГГ заключением МВК спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального образования г. Ноябрьск №П-1996 дом включен в перечень жилых помещений, непригодных для проживания. Этим же распоряжением в п.3 указано об отселении собственников помещений <данные изъяты>

Основной закон - Конституция Российской Федерации в статьях 35 и 40 - определяет, что право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

ЖК РФ устанавливает основание для изъятия жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 22 постановления от 2 июля 2009 года за № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией) к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы части 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ.

В соответствие со ст. 28.1 Закона ЯНАО № 36 ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» предусматривает возможность обеспечить жилищные права граждан, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу путем выкупа этих жилых помещений. При этом размер выкупной цены, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Из содержания ст. 28-2 и 28-3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что обязательство уплатить собственнику выкупную цену за жилое помещение подлежащее сносу и возмещение собственнику разницы в рыночной стоимости жилых помещений возлагается на органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе жилого помещения.

       Изъятие жилого помещения собственника по сносу дома не в связи с выделением земельного участка под строительство, а по аварийности осуществляется на тех же условиях, как и при изъятии для муниципальных нужд. В этом случае исключается необходимость предупреждения собственника о сносе дома за год до его сноса. И во всех случаях должно состояться решение государственного или муниципального органа, подлежащее государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    В силу ч. 3 ст. 32 ЖК РФ, органы местного самоуправления обязаны зарегистрировать свое решение об изъятии жилья в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

          Следовательно, соблюдение установленного порядка регистрации распоряжения Администрации г. Ноябрьска и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания и сноса является обязанностью органов власти и гарантией прав проживающих в таких жилых помещениях граждан и собственников жилых помещений.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Постановлением № П-1996 от 5 декабря 2008 года, распоряжение Главы города от 30 мая 2008 года №П - 859 (л.д.16) «О капитальном ремонте многоквартирного дома» утратило силу (л.д.27). Иного постановления администрацией в отношении дома признанного аварийным и подлежащим сносу не издавалось.

Таким образом, суд считает установленным факт бездействия органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Бездействие администрации по не соблюдению процедуры изъятия жилого помещения в аварийном доме нарушает права и свободы заявителя.

В этой связи суд возлагает на администрацию обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается жилой дом 11 по ул. Молодежной, мкр. Вынгапуровского в г. Ноябрьске, изъятии жилого дома путем выкупа у собственников квартир, а также по регистрации решения в Ноябрьском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО. Указанная обязанность органов местного самоуправления является при этом гарантией прав проживающих в аварийных жилых помещениях граждан и собственников жилых помещений, а не основанием для ограничения их прав.

Отсутствие инициативы со стороны собственников дома, не может служить препятствием к удовлетворения настоящего заявления.

В части требований о возложении на администрацию обязанности по заключению с Захарченко Л.К. соглашения о выкупной цене на занимаемое ей жилое помещение в аварийном доме, суд полагает, что данное требование не может быть удовлетворено единовременно с возложением обязанности по соблюдению выше названных процедур по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ предполагается соблюдение определенной процедуры которая должна предшествовать выкупу жилого помещения, очередность мероприятий по соблюдению процедуры, прописана в указанной норме ЖК РФ и ее нарушение соответственно повлечет за собой нарушение закона.

После уточнения заявления, представитель заявителя Ларина А.В. не просила о рассмотрении требования об установлении выкупной цены, данное требование является требованием имущественного характера, содержит спор о праве, и потому должен рассматриваться в исковом порядке, а не в соответствии с главой 25 ГПК РФ.

    Таким образом, уточненное заявление об оспаривании действий органов местного самоуправления подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ, суд

                                                Р Е Ш И Л :

    Заявлению Захарченко Л.К. – удовлетворить.

           Признать бездействие органа местного самоуправления администрации                        города Ноябрьск, в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст. 32 ЖК РФ    - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования города Ноябрьск устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, возложить обязанность по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором располагается многоквартирный жилой <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также изъятии жилого дома путем выкупа у собственников квартир, расположенных по адресу: <адрес> зарегистрировать решение в Ноябрьском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд в течение 10 дней через Ноябрьский городской суд.

                    Судья:                             Г.М. Быстрецких

                     Копия верна