Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2011 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мизиновой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ильиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к некоммерческому благотворительному партнерству «МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ ГОРОДА НОЯБРЬСКА» о ликвидации некоммерческой организации,
у с т а н о в и л :
Некоммерческой благотворительное партнерство «МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ ГОРОДА НОЯБРЬСКА» зарегистрирована Инспекцией Министерства налоговой службы по г.Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа ДД.ММ.ГГГГ.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в суд с заявлением о ликвидации некоммерческого благотворительного партнерства «МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ ГОРОДА НОЯБРЬСКА»
( далее по тексту – некоммерческое партнерство) указывая на то, что в нарушение требований законодательства Некоммерческое партнерство с момента образования не представляло отчеты о своей деятельности, не информировало о смене адреса. Истец полагает, что имеются основания, предусмотренные ФЗ «О некоммерческих организациях», для ликвидации Некоммерческого партнерства.
Истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивает.
Ответчик в суд своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях с иском не согласился, указывая, что все отчеты по ДД.ММ.ГГГГ включительно Некоммерческим партнерством сданы. Сведения об изменении адреса направлялись в ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что достаточных оснований для ликвидации Некоммерческого партнерства не имеется, поскольку деятельность ведется до настоящего времени.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Ноябрьску по ЯНАО направила в суд возражения по иску, указывая, что Некоммерческой партнерство имеет задолженность по уплате налогов и сборов в размере <данные изъяты>, однако это не является основанием для ликвидации организации. Некоммерческой партнерство, имеющее задолженность по налогам может быть ликвидировано только в соответствии с ФЗ « О несостоятельности ( банкротстве») ( л.д.№).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, процессуальных препятствий для этого не имеется, правила надлежащего извещения судом соблюдены.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом Минюста России от 21 мая 2009 года № 147, к полномочиям территориальных органов Минюста России относят, в том числе, осуществление контроля за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ, обращение в суд с заявлениями о ликвидации иных некоммерческих организаций.
Из материалов дела следует, что Некоммерческое партнерство создано ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.№). ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческое партнерство зарегистрировано Инспекцией Министерства налоговой службы по г.Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа по адресу : <адрес>, ОГРН № ( л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.Ноябрьск и Некоммерческим партнерством был заключен договор о передаче нежилого помещения – <адрес> в безвозмездное пользование ( л.д.№). Сведения о новом адресе юридического лица – Некоммерческого партнерства были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ( л.д. №).
В соответствии со ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ от 12.01.1996г., некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 10 ст. 32 указанного Закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Обращаясь с заявлением о ликвидации Некоммерческого партнерства Управление Министерства юстиции РФ по ЯНАО указывает, что в адрес ответчика были направлены уведомления о необходимости предоставления отчетов о деятельности организации, о расходовании денежных средств и использовании имущества ( л.д.№), предупреждения об устранении нарушений ( л.д.№), уведомление о проведении проверки ( л.д.№).
В соответствии с п.43 Административного регламента по проведению проверок регистрирующими органами, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 26 декабря 2006 года № 380, при необходимости специалист, уполномоченный на проведение проверки, запрашивает соответствующую информацию у других органов государственной власти.
Из представленных суду документов следует, что заявитель не запрашивал соответствующую информацию о Некоммерческом партнерстве в налоговых органах.
Между тем, ведение Некоммерческим партнерством соответствующих документов, подтверждается представленными отчетами, декларациями, бухгалтерским балансом ( л.д.№).
Как следует из письменных пояснений учредителя Некоммерческого партнерства ФИО организация свою деятельность не прекращала, отчеты в налоговый орган предоставляются, в настоящее время устраняются нарушения по отчетности.
Согласно абз.2 пункту 2 ст.61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения ( лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении организацией деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений ст.61 и 99 Гражданского кодекса РФ указано, что отсутствие в п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию- в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности ( в том числе наличия вины) и установленных ст.55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий,- принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходит из того, что сам по себе факт не предоставления документов Некоммерческим партнерством для проверки регистрирующему органу, без выяснения уважительности причин и вины организации, не может расцениваться как неоднократное неисполнение обязанностей, установленных федеральным законодательством.
При этом следует учитывать, что заявителем лишь дважды, в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ году направлялись уведомления в адрес организации, а в ДД.ММ.ГГГГ году предупреждение. Фактически проверка по месту нахождения Некоммерческого партнерства не проводилась, необходимые сведения о деятельности организации в налоговом органе не запрашивались.
Учитывая изложенное, суд считает, что Некоммерческое партнерство не может быть ликвидировано лишь по формальному основанию нарушения федерального законодательства, а ответственность за эти нарушения должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности, и быть соразмерной допущенным нарушениям и вызванными ими последствиями.
Руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономного округу о ликвидации Некоммерческого благотворительного партнерства «МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ ГОРОДА НОЯБРЬСКА» -оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий: Мизинова Л.Ю.