<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2011 года г.Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе: председательствующего судьи Мизиновой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ильиной Е.Н.
с участием: помощника прокурора – Векшиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора города Ноябрьск, действующего в защиту прав и интересов Давиденко О.Н. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации г. Ноябрьск о признании права на получение государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения органу местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Ноябрьска действуя в защиту прав, законных интересов Давиденко О.Н. обратился в порядке ст.45 ГПК РФ с иском к ответчикам о признании права на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы « Жилище» без передачи жилого помещения органу местного самоуправления. В обоснование требований помощник прокурора г.Ноябрьска указала, что право Давиденко О.Н. на участие в подпрограмме возникло в связи с отнесением ее к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, постоянно проживающих в данном районе с 1992 года, инвалидов <данные изъяты>. Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, было принято решение о предоставлении истице жилищного сертификата при условии передачи занимаемого ею жилого помещения в муниципальную собственность. Прокурор считает, что указанное решение в части возложения обязанности по передачи жилого помещения нарушает жилищные права истицы и не может быть исполнено, поскольку квартира, в которой проживает Давиденко О.Н., принадлежит ее совершеннолетней дочери, которая в свою очередь не изъявляла желания участвовать в программе и получать государственный жилищный сертификат.
Истица в суд не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на иске настаивала.
В судебном заседании помощник прокурора г.Ноябрьск Векшина Е.В., поддержала иск по тем же основаниям, просила признать право на получение истицей государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения органам местного самоуправления.
Представитель администрации г.Ноябрьска в суд не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии с действующим законодательством.
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, направил в суд письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку участие Давиденко О.Н. в подпрограмме было добровольным, истица была ознакомлена с условиями подпрограммы, согласилась с ними. В жилом помещении дочери истица имеет постоянное право пользования, соответственно на дочь распространяются все положения подпрограммы.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, ответчиков, процессуальных препятствий для этого не имеется, правила надлежащего извещения соблюдены.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту –подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту –Правила) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
В соответствии со ст.6 Закона « О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ( далее по тексту- Закон)условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.Эта норма полностью учтена в пункте 16.1 подпункта «в» Правил, согласно которому гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи, проживающие в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или ) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Вместе с тем, указанными Правилами не установлен механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, которые проживают совместно с членами семьи, не желающими выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании установлено, что Давиденко О.Н. постоянно проживает в г.Ноябрьск с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №) ; является инвалидом <данные изъяты> группы. Истица проживает и зарегистрирована в жилом помещении – <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее дочери- ФИО., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Давиденко О.Н. изъявила желание стать участником программы « Жилище» и получить жилищную субсидию на состав семьи 1 человек, в связи с чем, обратилась с соответствующим заявлением в администрацию г.Ноябрьска. В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о предоставлении Давиденко О.Н. социальной выплаты при условии исполнения обязательства о передаче занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.
Исходя из требований ст.6 Закона, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается органу местного самоуправления или органу государственной власти по договору мены в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается. Вместе с тем, согласно ст.6 Закона, условие о передаче жилого помещения органу местного самоуправления, применительно к истице, возможно лишь при наличии у нее жилого помещения, принадлежащего на праве собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица проживает и зарегистрирована в <адрес>. Право собственности на указанную квартиру принадлежит дочери истицы – ФИО с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в администрацию г.Ноябрьск ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, истица не указывала ФИО в качестве члена своей семьи, претендующего на получение социальной выплаты вместе с ней. Истица включена в состав участников подпрограммы составов семьи один человек. Обязательств по сдаче жилья истица на себя не принимала, и не могла принять, так как квартира не принадлежит ей по праву собственности, и она не пользуется жильем по договору социального найма. Совершеннолетняя дочь истицы не изъявляла желание участвовать в подпрограмме «Жилище», право на получение жилищной субсидии за ней не признано, обязательств о передачи своего имущества в случае предоставления жилищной субсидии матери, ФИО не давала.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда ( ст. 35 Конституции РФ).
Таким образом, возложение на истицу обязательства о сдаче жилья собственником которого является ее дочь, не признанная участником подпрограммы, но проживающая в одном жилом помещении с истицей, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав истицы и прав собственника жилого помещения.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Право истицы на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законом » подлежит признанию и судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать за Давиденко О.Н. право на получение жилищной субсидии ( жилищного сертификата) в рамках реализации программы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категории граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы « Жилище» на состав семьи 1 человек без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий: подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>