О признании недействующим постановления № П-1781 от 24.12.2007 года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО                                                                                           6 мая 2011 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                                                                      ГАБОВОЙ Т.Н.,

с участием помощника прокурора города Ноябрьск                                   СТОЛБОВА С.А.,

при секретаре судебного заседания                                                              ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1283-2011 по заявлению Себещук Анны Павловны, Орловой Веры Владимировны о признании недействующим в части со дня принятия нормативно-правового акта органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Себещук А.П. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим в части со дня принятия постановления Главы города Ноябрьск от 24 декабря 2007 года № П-1781 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Ноябрьск». В обоснование требований указала, что 24 декабря 2007 года было принято оспариваемое постановление. Указанное постановление противоречит федеральному законодательству, а именно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», поскольку не содержит дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг в зависимости от конструктивных и технических параметров зданий, а также степени их благоустройства. В результате чего нарушаются ее конституционные права как потребителя коммунальных услуг.

Орлова В.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим в части со дня принятия постановления Главы города Ноябрьск от 24 декабря 2007 года № П-1781 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Ноябрьск». В обоснование требований указала, что 24 декабря 2007 года было принято оспариваемое постановление. Указанное постановление противоречит федеральному законодательству, а именно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», поскольку не содержит дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг в зависимости от конструктивных и технических параметров зданий, а также степени их благоустройства. В результате чего нарушаются ее конституционные права как потребителя коммунальных услуг.

Определением суда от 29 апреля 2011 года гражданское дело № 2-1283-2011 по заявлению Орловой Веры Владимировны о признании недействующим в части со дня принятия нормативно-правового акта органа местного самоуправления и гражданское дело № 2-1446-2011 по заявлению Себещук Анны Павловны о признании недействующим в части со дня принятия нормативно-правового акта органа местного самоуправления объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В судебное заседание заявитель Себещук А.П. не явилась, от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители заявителя Себещук А.П. Николаевский А.А. и Ахмедова Г.А. в судебном заседании просили признать недействующим со дня принятия постановление Главы города Ноябрьск от 24 декабря 2007 года № П-1781 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Ноябрьск» в части установления нормативов потребления холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения. Привели доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заявителя Орловой В.В. Науменко Т.А. в судебном заседании просила признать недействующим со дня принятия постановление Главы города Ноябрьск от 24 декабря 2007 года № П-1781 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Ноябрьск» в части установления нормативов потребления холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. Привела доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, указала, что Администрацией МО г. Ноябрьск не представлено доказательств соответствия оспариваемого постановления требованиям федерального законодательства. Что касается нормативов теплоснабжения, то в материалах дела отсутствуют расчеты нормативов, сведения о том, что при установлении нормативов, в частности, учитывалось время постройки домов.

Представитель заинтересованного лица – Администрации города Ноябрьск, в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведения о причинах неявки не представили. В соответствии со ст. 252 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации МО г. Ноябрьск.

В судебном заседании от 18 февраля 2011 года представитель Администрации МО г. Ноябрьск Кравченко С.В. с заявлением Себещук А.П. не согласилась. Пояснила, что оспариваемое постановление издано Администрацией города Ноябрьск в пределах ее полномочий. Постановление не противоречит федеральному законодательству.

Представитель заинтересованного лица – ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск», Васильченко Г.В. в судебном заседании с заявлениями не согласилась, пояснила, что оспариваемое постановление издано Администрацией города Ноябрьск в пределах ее полномочий. Постановление не противоречит федеральному законодательству. Права Себещук А.П. данное постановление нарушать не может, поскольку в ее квартире установлены приборы учета воды. Признание оспариваемого постановления недействующим с момента его принятия недопустимо.

Представитель заинтересованного лица - МУП «Вынгапуровский тепловодоканал», Царикевич И.Ю. в судебном заседании с заявлениями не согласилась.

Представители заинтересованных лиц – ОАО «Аэропорт Сургут», МУП «Ноябрьскспецавтотранс», в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Представитель заинтересованного лица – ОАО «РЖД», в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 251 ГК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В судебном заседании установлено, что Себещук А.П. и Орлова В.В. проживают на территории муниципального образования город Ноябрьск и являются потребителями коммунальных услуг.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Постановлением Главы города Ноябрьск от 24 декабря 2007 года № П-1781 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Ноябрьск»: норматив потребления теплоснабжения, норматив потребления холодного водоснабжения, норматив потребления горячего водоснабжения, норматив водоотведения. Данное постановление опубликовано в городской общественно-политической газете «Северная вахта» от 28 декабря 2007 года № 237 (4081). Оспариваемое постановление является нормативно-правовым актом, поскольку обладает признаками, которые характеризуют нормативно-правовой акт.

6 марта 2008 года и.о. Главы города Ноябрьск принято постановление № П-310 «О внесении дополнений в постановление Главы города от 24 декабря 2007 года № П-1781 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Ноябрьск».

Постановлением и.о. Главы Администрации города Ноябрьск от 25 декабря 2009 года № П-2472 в п. 1 оспариваемого постановления, касающийся нормативов потребления теплоснабжения, внесены изменения (л.д. 9-12).

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) было предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С учетом положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ установление нормативов потребления коммунальных услуг за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на момент принятия оспариваемого постановления было отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

В настоящее время вопрос установления нормативов потребления коммунальных услуг находится в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ).

Оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

В связи с чем, судом была проведена проверка соответствия содержания части акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию содержатся в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – Правила).

Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).

Степень благоустройства - наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома или жилого дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг.

Нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

Согласно пунктам 5, 6 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

е) в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить и рассчитать по формулам согласно приложению.

Согласно пунктам 20, 24 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.

В силу п. 44 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.

В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

В нарушение указанной нормы Администрацией МО г. Ноябрьск не представлено доказательств законности нормативно-правового акта.

Из оспариваемого постановления усматривается, что им фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение) для всех многоквартирных и жилых домов без учета конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства.

Суду не представлено доказательств того, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг применялся один из методов, предусмотренных Правилами, либо их сочетание; определение нормативов потребления коммунальных услуг производилось по формулам (Приложение к Правилам).

Документы, представленные Администрацией МО г. Ноябрьск в суд кассационной инстанции в подтверждение доводов о применении расчетного метода при установлении нормативов, не соответствуют требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам (ч. 2 ст. 71 ГПК РФ).

Более того, в ходе судебного заседания от 18 февраля 2011 года представитель Администрации МО г. Ноябрьск Кравченко С.В. указывала на невозможность применения расчетного метода для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в частности по водоснабжению, представив пояснительную записку начальника отдела экономики ЖКХ Стахович Н.В. о применении методов по установлению нормативов водопотребления.

О несостоятельности доводов представителя Администрации МО г. Ноябрьск о применении при определении нормативов потребления расчетного метода, установленного Правилами, свидетельствует письмо Главы Администрации города Ноябрьск на имя и.о. прокурора города Ноябрьск от 8 июня 2009 года № 01-01-26-1216 и следующее обстоятельство.

В ходе судебного заседания от 18 февраля 2011 года указывала на то, что нормативы потребления коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение) были установлены в 2000 году и с тех пор не изменялись.

При этом постановление Правительства РФ № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» принято 23 мая 2006 года.

В соответствии со ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

В случае не предоставления доказательств в установленный судом срок судья вправе рассмотреть дело по имеющимся доказательствам (ст. 150 ГПК РФ).

Заявление Себещук А.П. поступило в суд 20 января 2011 года, заявление Орловой В.В. находится в производстве суда с 5 апреля 2011 года.

Администрации МО г. Ноябрьск неоднократно судом разъяснялась обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности.

В судебное заседание, назначенное на 29 апреля 2011 года представитель Администрации МО г. Ноябрьск Кравченко С.В. не явилась, просила дело слушанием отложить в связи с ее нахождением в отпуске по семейным обстоятельствам, доказательства законности оспариваемого постановления не представила.

В связи с привлечением 29 апреля 2011 года к участию в деле по ходатайству Администрации МО г. Ноябрьск заинтересованных лиц, разбирательство по делу в соответствии со ст. 169 ГПК РФ было отложено на 6 мая 2011 года на 10 часов 00 минут для выполнения действий, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством.

В судебное заседание, назначенное на 6 мая 2011 года представитель Администрации МО г. Ноябрьск, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, сведения о причинах неявки, доказательства законности оспариваемого постановления не представили.

Явка представителя Администрации МО г. Ноябрьск была признана судом обязательной, в связи с чем, в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут. В адрес Администрации была направлена телефонограмма с просьбой обеспечить явку представителя в судебное заседание.

В 11 часов 00 минут 6 мая 2011 года представитель Администрации МО г. Ноябрьск в судебное заседание не явился, доказательства законности оспариваемого постановления не представили.

Нахождение юриста Администрации МО г. Ноябрьск в отпуске по семейным обстоятельствам не является уважительной причиной неявки в судебное заседание.

Администрация МО г. Ноябрьск не обеспечила явку своего представителя в судебные заседания, не выполнила процессуальные обязанности, возложенные на нее Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Все изложенное выше свидетельствует о том, что действующие нормативы потребления коммунальных услуг (теплоснабжение, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение), утвержденные постановлением Главы города Ноябрьск от 24 декабря 2007 года № П-1781, установлены с нарушением федерального законодательства.

Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы потребителей коммунальных услуг, в том числе заявителей, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск в домах разной этажности, разного года постройки, имеющих различный износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер.

В квартире заявителя Орловой В.В. приборы учета не установлены, расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам потребления коммунальных услуг.

Себещук А.П., в квартире которой установлены приборы учета воды, также является потребителем коммунальных услуг, в случаях установленных законом (неисправность индивидуального прибора учета и т.д.) начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из установленных нормативов потребления (п. 31 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23 мая 2006 года № 307).

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемая часть нормативно-правового акта противоречит нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, производился расчет платы за коммунальные услуги, суд признает оспариваемое постановление недействующим в части установления нормативов потребления коммунальных услуг со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в городской газете «Северная вахта» (ч. 3 ст. 253 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействующим со дня вступления в силу решения суда постановление Главы города Ноябрьск от 24 декабря 2007 года № П-1781 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Ноябрьск» в части установления нормативов потребления коммунальных услуг (теплоснабжение, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение).

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Председательствующий: подпись

          Копия верна.

          Судья:                                                                                     Т.Н. Габова

          Секретарь суда: