<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2011 года г.Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мизиновой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ильиной Е.Н.
с участием: истицы Родионовой Т.Н., представителя администрации г.Ноябрьск – Лосевой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Родионовой Т.Н. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации г. Ноябрьск о признании права на получение государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения органу местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы « Жилище» без передачи жилого помещения в муниципальную собственность. В обоснование требований истица указала, что является <данные изъяты>, проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, она не имеет. Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, было принято решение о предоставлении истице жилищного сертификата при условии передачи занимаемого ею жилого помещения в муниципальную собственность. Истица полагает, что указанное решение окружной комиссии в части возложения обязанности по передаче жилого помещения нарушает жилищные права и не может быть исполнено, поскольку квартира, в которой она проживает, принадлежит ее сыну, который в свою очередь не изъявил желание участвовать в программе получения государственного жилищного сертификата. В списке участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы « Жилище» истица состоит одна.
В судебном заседании истица просила признать право на получение государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения, принадлежащего сыну истицы, в муниципальную собственность.
Представитель администрации г.Ноябрьска с иском не согласился, указывая, что занимаемое истицей жилое помещение принадлежит ее сыну, который является членом семьи, и соответственно на него распространяются все условия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Граждане, согласившиеся с условиями участия в подпрограмме, обязаны передать занимаемое жилое помещение в муниципальную собственность не зависимо от того на основании чего осуществляется владение данным жилым помещением.
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в суд своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве указано на несогласие с иском по тем основаниям, что истица выразила добровольное желание стать участником программы « Жилище», ознакомилась с условиями подпрограммы, а соответственно на нее распространяются все положения подпрограммы, в том числе и по передаче занимаемого жилого помещения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст.4 ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту- подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту Правила) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет
В соответствии со ст.6 Закона « О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Эта норма полностью учтена в пункте 16.1 подпункта «в» Правил, согласно которому гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи, проживающие в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или ) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Вместе с тем, указанными Правилами не установлен механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, которые проживают совместно с членами семьи, не желающими выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании установлено, что Родионова Т.Н. постоянно проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет; является <данные изъяты>, жилых помещений принадлежащих ей на праве собственности либо занимаемых по договору социального найма, она не имеет. (л.д. <данные изъяты>).
Родионова Т.Н. изъявила желание стать участником программы «Жилище» и получить жилищную субсидию на 1 человека, в связи с чем обратилась с соответствующим заявлением в администрацию г.Ноябрьска.
В соответствии с протоколом заседания общественной жилищной комиссии № 24 от 3 июня 2010 года при администрации г.Ноябрьска, принято решение о включении Родионовой Т.Н. в состав участников подпрограммы на 2011 год, составом семьи 1 человек.
В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 февраля 2011 года, принято решение о предоставлении Родионовой Т.Н. социальной выплаты при условии предоставления ею обязательства о передаче занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.
Однако, условие о передаче жилого помещения органу местного самоуправления, применительно к истице, возможно лишь при наличии у нее жилого помещения, принадлежащего на праве собственности либо занимаемого по договору социального найма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица проживает и зарегистрирована в <адрес>. Собственником данной квартиры Родионова Т.Н. не является, так как квартира принадлежит сыну истицы – ФИО В жилом помещении, принадлежащим ФИО также проживают члены его семьи: супруга, ребенок ( л.д.<данные изъяты>).
При обращении в администрацию г.Ноябрьск истица не указывала ФИО в качестве члена своей семьи, претендующего на получение социальной выплаты. Обязательства по передачи занимаемого жилья истица на себя не принимала, так как квартира не принадлежит ей по праву собственности, и она не пользуется жильем по договору социального найма. Несмотря на проживание в одном жилом помещении, ФИО. не намерен менять место своего жительства и передавать органам местного самоуправления свое имущество, не изъявлял желание участвовать в подпрограмме, право на получение жилищной субсидии у него не возникло. Указанные обстоятельства не опровергнуты ответчиками.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Статья 35 Конституции РФ гарантирует охрану частной собственности законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, принятие Родионовой Т.Н. обязательства о сдаче жилья собственником которого является гражданин, не являющийся участником подпрограммы, но проживающий в одном жилом помещении с истицей, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав истицы и права собственника жилого помещения.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Право истицы на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законом » подлежит признанию и судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать за Родионовой Т.Н. право на получение жилищной субсидии (жилищного сертификата) в рамках реализации программы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы « Жилище» на состав семьи 1 человек, без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий:подпись
Копия верна.
Судья: Мизинова Л.Ю.
Секретарь суда: