<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июля 2011 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего, судьи Мизиновой Л.Ю.
при секретаре судебного заседания Ильиной Е.Н.,
с участием: истцов Константинова И.А., Константиновой А.М., Уруевой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Константинова И.А., Константиновой А.М.,Уруевой О.И., Константинова И.И. к администрации г.Ноябрьска о признании права пользования жилым помещением, о понуждении к принятию в муниципальную собственность жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Спорное жилое помещение расположено по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение было предоставлено истцам в 1985 году по месту работы Константинова И.А. С указанного периода истцы постоянно проживают в жилом помещении, с 1991 года зарегистрированы в нем по месту жительства, на имя Константиновой А.М. открыт лицевой счет для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Истцы указали, что жилищный фонд поселка УДТГ был принят администрацией города в муниципальную собственность, однако их дом не вошел в перечень имущества подлежащего передачи. Непринятие жилого дома в муниципальную собственность препятствует им осуществлять жилищные права в полном объеме. Поскольку они проживают в жилом помещении длительное время и постоянно с 1991 года, исполняют обязательства по договору найма, производят оплату за жилье, то просят признать за ними право пользования на условиях социального найма.
Истцы в судебном заседании настаивали на иске по тем же основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменные возражения по иску, указав, что каких-либо обязательств по принятию дома в муниципальную собственность администрация г.Ноябрьск на себя не принимала.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическим лицами.
Согласно ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленных санитарным и техническим правилам и нормам, иные требования законодательства.
В силу ст.19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на :частный жилищный фонд ( совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц), государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации),муниципальный жилищный фонд ( совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям).
Как следует из Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах.
Таким образом, обязанность принять жилые дома в муниципальную собственность возникает в силу прямого указания закона.
Порядок передачи объектов в муниципальную собственность был установлен Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 235 (действующим до 14 июля 2006 года).
В силу пункта 5 настоящего постановления органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передавались объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов должны были оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Материалами дела подтверждается, что в 1985 году истцам был предоставлен дом <адрес> (л.д.<данные изъяты>).
Судом установлено, что спорный жилой дом не является ни федеральным, ни муниципальным, ни частным имуществом. Однако, отсутствие собственника жилого дома препятствует жильцам в осуществлении своих жилищных прав, гарантированных Конституцией РФ.
Приказом Комитета по имуществу администрации г.Ноябрьска № 409 от 17 сентября 1997 года, в муниципальную собственность от Ноябрьского Управления добычи и транспортировки газа был принят жилой фонд, в том числе и дома схожие по своим конструктивным особенностям со спорным домом ( приложение к приказу).
Однако, в Перечень объектов жилищного фонда, подлежащего передачи, спорное жилое помещение не было включено.
Поскольку ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся учет муниципального жилищного фонда, принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые : признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещение данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, то суд находит требования истцов об обязании принятия жилого дома в муниципальную собственность подлежащим удовлетворению.
Как указано судом выше, спорное жилое помещение было предоставлено истцам в 1985 году по месту работы Константинова И.А. в <данные изъяты> ( л.д.<данные изъяты>). С 1985 года истцы постоянно проживают в жилом помещении и зарегистрированы в нем по месту жительства. На имя Константиновой А.М. открыт лицевой счет. Истцы надлежащим образом исполняют обязанности по найму жилого помещения, оплачивают жилищно-коммунальные услуги, не имеют задолженности, содержат дом, несут эксплуатационные расходы.
Основанием для открытия лицевого счета может служить лишь законность вселения и проживания нанимателя.
Законность вселения истцов и проживания в спорном жилом помещении ответчиком не оспаривается.
Какого-либо письменного соглашения, ограничивающего права истцов в отношении спорного жилого помещения не заключалось.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2007 года №20-ЗАО « Об окружной целевой программе « Жилище» на 2006-2010 года» (с последующими изменениями ),« вагон-городки»,балки и прочие временные сооружения, явившиеся результатом строительства в период освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса признаются жилыми, несмотря на их конструктивные особенности.
Как следует из технического описания, спорный дом состоит из трех жилых комнат, санузла, кухни, холодного пристроя. Общая площадь дома- <данные изъяты> кв.м. ( л.д.<данные изъяты>).
Таким образом, спорное жилое помещение имело статус жилого фактически со дня вселения истцов, и сохраняет этот статус до настоящего времени. Спорный дом предоставлялся работодателем. Истцы вселились в дом в 1985 году до передачи жилищного фонда поселка УДТГ в муниципальную собственность в 1997 году, в связи с чем к данным правоотношениям подлежит применению ст.7 ФЗ « О введение в действие Жилищного кодекса РФ».
В соответствии со статьями 50,51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения истцов в жилое помещение, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя лицевого счета.
Согласно ст.47 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение. Однако, отсутствие ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении, проживании в жилом помещении и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением
Доказательств того, что при предоставлении спорного жилого помещения, вселении в него, истцами были допущены неправомерные действия, не имеется, а возможное нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов в ходе предоставления жилого помещения не может являться основанием для умаления прав граждан, добросовестно выполнявших обязанности нанимателя. Жилищные права граждан не могут ставиться в зависимость от соблюдения третьими лицами обязательной процедуры.
Во главу основных начал жилищного законодательства поставлен принцип соблюдения и обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления прав граждан на жилище, закрепленный в статье 40 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законами, в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности и др.
Таким образом, жилищное право истцов подлежит судебной защите.
Совокупность указанных правовых обстоятельств, позволяет суду прийти к выводу о сложившихся правоотношениях по пользованию спорным жилым помещением на условиях социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Константинова И.А., Константиновой А.М., Константинова И.И., Уруевой О.И. к администрации муниципального образования города Ноябрьска о понуждении к принятию в муниципальную собственность жилого помещения, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию г. Ноябрьск принять в муниципальную собственность дом ( <адрес>.
Признать за Константиновым И.А., Константиновой А.М., Константиновым И.И., Уруевой О.И. право пользования домом <адрес> на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий:подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>