о признании права на получение жилищной субсидии



        Р Е Ш Е Н И Е

                                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011 года                              г.Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе: председательствующего судьи              Быстрецких Г.М.

при секретаре судебного заседания                                   Кудрявцевой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ноябрьска, действующего в интересах Берестяного В.В. к администрации г.Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании Решения окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04. 2011года, в части возложения на Берестяного В.В. обязательства о передаче 1/7 доли общей жилой площади в натуре в занимаемом жилом помещении органам местного самоуправления – незаконным.

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Ноябрьска в порядке ст. 45 ГПК РФ действуя в защиту прав и законных интересов Берестяного В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам. Решение окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04. 2011года, в части возложения на Берестяного В.В. обязательства о передаче 1/7 доли общей жилой площади в натуре в занимаемом жилом помещении органам местного самоуправления считает незаконным. В обоснование иска указано, что Берестяный В.В. проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет, является инвалидом 2 группы. Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, было принято решение о предоставлении истцу жилищного сертификата при условии передачи доли в праве собственности на квартиру органу местного самоуправления. Прокурор г.Ноябрьск считает, что решение окружной комиссии в части возложения обязанности по передаче доли в праве собственности на жилое помещение нарушает жилищные права Берестяного В.В. и не может быть исполнено, поскольку Берестяный В.В. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>., которое находится в общей долевой собственности истца и его супруги Берестяной И.П. Согласно решения суда от 10.06.2009г. за Берестяным В.В. признано право собственности на 1/7 долю в квартире, за Берестяной И.П. признано право собственности на 6/7 доли в однокомнатной квартире.

В судебном заседании помощник прокурора г.Ноябрьск Векшина Е.В. просила признать право Берестяного В.В. на получение государственного жилищного сертификата без передачи органу местного самоуправления 1/7 доли в праве собственности на жилое помещение принадлежащее.Полагает, что решение окружной комиссии в части возложения обязанности по передаче 1/7 доли в праве собственности на жилое помещение нарушает жилищные права и незаконно, повлечет невозможность использования жилого помещения в будущем двумя сособственниками.

В судебное заседание истец Бересятный В.В. не явился, о рассмотрении дела извещен.

Представитель администрации г.Ноябрьска с иском не согласилась, указывая, что истец является собственником 1/7 доли в праве собственности на жилое помещение. Передача гражданином органу местного самоуправления принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, в том числе 1 / 7 доли, является обязательным условием, предусмотренным подпрограммой.

Представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО направил в суд письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку истец является собственником 1/7 доли в праве собственности на жилое помещение и в случае предоставления социальной выплаты обязан передать принадлежащее ему жилое помещение органу местного самоуправления. Истец изъявил добровольное участие в подпрограмме, согласившись с условиями подпрограммы. Полагает, что права истца в рамках подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата не нарушены, а реализация администрацией г.Ноябрьск права собственности на 1\7 долю при исполнении истцом своих обязательств не является предметом рассмотрения настоящего спора.

Представитель третьего лица Любимая О.А., действующая в интересах Берестяной И.П. также поддержала доводы прокурора.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.4 ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту -подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы ( по тексту – Правила) "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии с пунктом 16.1 подпункта «в» Правил, гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или ) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В судебном заседании установлено, что Берестяный В.В. постоянно проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет; является инвалидом 2 группы, зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> Указанная квартира находится в общей долевой собственности истца и его бывшей супруги Берестяной И.П., истцу принадлежит 1/7 доли в праве, Берестяной И.П. 6/7 доли <данные изъяты>

    Берестяный В.В. изъявил желание стать участником программы «Жилище» и получить жилищную субсидию на состав семьи один человек, в связи с чем, обратился с соответствующим заявлением в администрацию г.Ноябрьска. Как следует из заявления, Берестяный В.В. с условиями подпрограммы ознакомлен и дал обязательство их исполнять, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность.

    В соответствии с протоколом №3 заседания окружной комиссии по вопросам социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 апреля 2011 года, принято решение о предоставлении Берестяному В.В. (г. Ноябрьск) социальной выплаты при условии передачи 1\7 доли в праве в натуре в занимаемом жилом помещении органам местного самоуправления.

Согласно ст. 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора, а жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

В соответствии со ст.16.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года ( в редакции от 21. 12.2009 года) « О некоторых вопросах реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащим ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Пунктом 44 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что для получения жилищного сертификата гражданин-участник подпрограммы представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6,- в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Таким образом, передача гражданином органу местного самоуправления принадлежащего ему жилого помещения на праве собственности, в том числе и долевой, является обязательным условием, которое предусмотрено федеральным законодательством.

Как следует из пояснений прокурора, предъявившего иск в интересах Берестяного В.В., пояснений представителя третьего лица в лице Любимой О.А., истец не согласен передавать органу местного самоуправления 1\7 доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру в г. Ноябрьске, и желает сохранить за собой право собственности на долю в квартире, наряду с получением социальной выплаты.

Однако такая позиция противоречит закону. Кроме того, заслуживает внимания и позиция Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в части отсутствия у истца правовых препятствий для реализации права собственности при отчуждении 1\7 доли на квартиру в пользу органа местного самоуправления.

Таким образом, истец Берестяный В.В., как участник долевой собственности, вправе распорядиться своим имуществом, в соответствии ст.ст. 246,247,250,252 ГК РФ, а реализация этого права, зависит от личного волеизъявления самого истца.

    С учетом вышеизложенного, судом не установлено обстоятельств, указывающих на нарушение прав истца при предоставлении жилищной субсидии, соответственно не имеется оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд

             р е ш и л :

Иск прокурора г.Ноябрьска, действующего в защиту интересов Берестяного В.В. к администрации г.Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании Решения окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04. 2011года, в части возложения на Берестяного В.В. обязательства о передаче 1/7 доли общей жилой площади в натуре в занимаемом жилом помещении органам местного самоуправления, незаконным - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

                      Судья:                                        Быстрецких Г.М.