о признании права на получение жилищной субсидии



                                            копия

                                               Р Е Ш Е Н И Е

                                                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2011 года                                           г.Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего, судьи                                                  Мизиновой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания                                        Смокиной А.А.

с участием: помощника прокурора г.Ноябрьск Векшиной Е.В., истицы Щербак В.Р., представителя ответчика - администрации г.Ноябрьск- Гоцалюк В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ноябрьска, действующего в защиту прав и законных интересов Щербак В.Р. к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации г. Ноябрьск о признании права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения органам местного самоуправления,

      у с т а н о в и л :

Прокурор г.Ноябрьска в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Щербак В.Р. обратился в суд с иском к ответчикам о признании за истицей права на получение жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы « Жилище» без передачи жилого помещения органам местного самоуправления. В обоснование требований прокурор г.Ноябрьска указал, что право Щербак В.Р. на участие в подпрограмме возникло в связи с отнесением ее к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, инвалидов 1 и 2 группы. Щербак В.Р. проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, не имеет. Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, было принято решение о предоставлении истице жилищного сертификата при условии передачи занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. Однако, решение окружной комиссии в части возложения обязанности по передаче жилого помещения нарушает жилищные права истицы и не может быть исполнено, поскольку квартира, в которой проживает Щербак В.Р., принадлежит ее совершеннолетним детям – Сачок Н.Л. и Щербак А.Л., которые в свою очередь не изъявили желания участвовать в программе получения государственного жилищного сертификата. Также прокурор полагает, что продажа истицей доли в праве собственности на жилое помещение может являться основанием для уменьшения размера субсидии, и не должно расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

В судебном заседании помощник прокурора г.Ноябрьск, Векшина Е.В., просила признать право Щербак В.Р. на получение государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения, принадлежащего детям истицы, органам местного самоуправления.

Истица Щербак В.Р. на исковых требованиях настаивала.

Третье лицо Ефремов П.А. в судебном заседании не присутствовал.

Представитель администрации г.Ноябрьска с исковыми требованиями не согласился, указав, что дети истицы применительно к условиям подпрограммы являются членами ее семьи, а соответственно на них распространяются все положения закона о предоставлении жилищных субсидий. Полагает, что истица намерено ухудшила свои жилищные условия, продав долю в праве собственности на квартиру сыну. Также пояснил, что администрация г.Ноябрьска обеспечивает только прием необходимых документов от граждан и направляет их в уполномоченный орган государственной власти для принятия решения.

Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, направил в суд письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку участие Щербак В.Р. в подпрограмме было добровольным, истица была ознакомлена с условиями подпрограммы, согласилась с ними. Полагает, что в жилом помещении своих детей Щербак В.Р. имеет постоянное право пользования, соответственно на них распространяются все положения подпрограммы. Так же ответчик указал на намеренное ухудшение истицей своих жилищных условий путем продажи доли в праве собственности на квартиру своему сыну.

Выслушав пояснения помощника прокурора, истицы, представителя администрации г.Ноябрьска, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст.4 ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту –подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту –Правила) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии со ст.6 Закона « О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Эта норма полностью учтена в пункте 16.1 подпункта «в» Правил, согласно которому гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи, проживающие в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или ) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Вместе с тем, указанными Правилами не установлен механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, которые проживают совместно с членами семьи, не желающими выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В судебном заседании установлено, что Щербак В.Р. постоянно проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет; является инвалидом второй группы, жилых помещений принадлежащих ей на праве собственности либо занимаемых по договору социального найма, она не имеет.

Щербак В.Р. изъявила желание стать участником программы « Жилище» и получить жилищную субсидию на состав семьи два человека, в связи с чем 12 декабря 2006 года обратилась с соответствующим заявлением в администрацию г.Ноябрьска <данные изъяты>

В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа № 14 от 27 декабря 2010 года принято решение о предоставлении социальной выплаты Щербак В.Р. за вычетом стоимости ранее проданного жилого помещения <данные изъяты>

Поскольку социальная выплата по вышеуказанному решению предоставлена истице не была, 28 июня 2010 года    Щербак В.Р. обратилась с новым заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы <данные изъяты>

В соответствии с протоколом заседания общественной жилищной комиссии при администрации г.Ноябрьска № 28 от 1 июля 2010 года принято решение о включении Щербак В.Р. в число участников подпрограммы составом семьи 2 человека.

При новом рассмотрении окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа № 2 от 10 марта 2011 года

<данные изъяты> принято решение о предоставлении социальной выплаты Щербак В.Р. при условии передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.

Вместе с тем, условие о передаче жилого помещения органу местного самоуправления, применительно к истице, возможно лишь при наличии у нее жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или занимаемого по договору социального найма.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истица проживает и зарегистрирована в <адрес>. Право общей долевой собственности на указанную квартиру принадлежит сыну истицы – Щербак А.Л. и дочери истицы – Сачок Н.Л. <данные изъяты> При обращении в администрацию г.Ноябрьск с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, истица не указывала Щербак А.Л. и Сачок Н.Л. в качестве членов своей семьи, претендующих на получение социальной выплаты. Членом семьи истицы был указан супруг – Ефремов П.А. Обязательств по сдаче занимаемого жилья истица на себя не принимала, так как квартира не принадлежит ей по праву собственности, и она не пользуется жильем по договору социального найма. Совершеннолетние дети истицы не изъявляли желание участвовать в подпрограмме «Жилище», право на получение жилищной субсидии за ними не признано, обязательств о передачи своего имущества в случае предоставления жилищной субсидии истице они не давали. В указанном жилом помещении так же проживают и зарегистрированы внуки истицы, которые не признаны членами ее семьи в установленном законом порядке.

Истица пояснила, что у несмотря на проживание с детьми в одном жилом помещении, менять место жительства они не намерены, поскольку постоянно проживают и работают в г.Ноябрьске. Она по состоянию здоровья желает выехать в более благоприятные регионы.

Доводы ответчиков о намеренном ухудшении истицей жилищных условий, в связи с продажей своей доли в праве собственности на квартиру не могут повлиять на принятое судом решение.

Как следует из материалов дела, 5 июня 2010 года истица продала своему сыну Щербак А.Л. 1\3 доли в праве собственности на <адрес> <данные изъяты> С заявлением о включении в состав участников подпрограммы истица обратилась после продажи доли, 28 июня 2010 года <данные изъяты> При принятии окружной комиссией решения о предоставлении социальной выплаты истице 10 марта 2011 года, в распоряжении комиссии уже имелись документы, подтверждающие продажу доли в праве собственности. Решение было принято о предоставлении социальной выплаты при условии передачи жилого помещения органу местного самоуправления, хотя имелись основания рассмотреть вопрос предоставления социальной выплаты с учетом положений ст.6 Закона « О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и п. 15 Правил.При этом следует указать, что законодателем не предусмотрен запрет на отчуждение жилых помещений участниками подпрограммы, в данном случае предусмотрен механизм уменьшения размера субсидии.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Статья 35 Конституции РФ гарантирует охрану частной собственности законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Таким образом, возложение на Щербак В.Р. обязательства о сдаче жилья собственником которого являются ее дети, не признанные участниками подпрограммы, и в котором проживают ее внуки, не признанные членами ее семьи в установленном законом порядке, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав истца и права собственников жилого помещения.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.Право истицы на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законом » без передачи жилого помещения органам местного самоуправления подлежит признанию и судебной защите.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд

            р е ш и л :

Признать за Щербак В.Р. право на получение жилищной субсидии (жилищного сертификата) в рамках реализации программы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы « Жилище» на состав семьи 2 человека, без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий:    подпись

Копия верна.

Судья:                                    Мизинова Л.Ю.

Секретарь суда: