о получении социальной выплаты на приобретение жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года                                                                                                            город Ноябрьск

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи               Строковой Т.А.

при секретаре                                         Захаровой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акользиной Ольги Николаевны и Акользина Сергея Алексеевича к Администрации города Ноябрьск о получении социальной выплаты на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились с иском к ответчикам о признании права на получение социальной выплаты, указали, что получили Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако, после заключения договора купли-продажи квартиры, в предоставлении социальной выплаты им отказано, поскольку приобретенное жилое помещение менее установленной учетной нормы.

Истцы отказались от иска к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, отказ принят судом. Кроме того, истцы уточнили исковые требования и просят обязать ответчика перечислить средства, предоставленные в качестве социальной выплаты.

Истцы в судебном заседании просили иск удовлетворить, пояснив, что они приобрели квартиру в надежде получить социальную выплату как молодая семья. В собственности они имеют комнату общей площадью . квадратных метров, кроме того, намерены произвести перепланировку приобретенной квартиры с целью увеличения общей площади. Перед заключением договора купли-продажи они обращались в Ноябрьский городской департамент по имуществу, и их заверили, что площадь имеющейся комнаты будет суммироваться.

Представитель истцов – адвокат Багданов А.Г. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, привел доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, пояснил, что иным путем улучшить свои жилищные условия истцы не имеют возможности. Приобретенная квартира по общей площади менее учетной нормы лишь на 2 квадратных метра. Считает, что отказ ответчика носит формальный характер.

Представитель Администрации города Ноябрьск – Гоцалюк В.В. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование возражений указал, что истцы приобрели в собственность квартиру общая площадь, которой в расчете на каждого члена семьи составляет . квадратных метров, то есть меньше установленной учетной нормы, которая составляет 15 квадратных метров, что является основанием для отказа в перечислении социальной выплаты.

Представитель Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения, согласно которым решение жилищной комиссии при Администрации города Ноябрьска о невозможности перечисления социальной выплаты семье Акользиных было принято на том основании, что семья истцов приобрела жилое помещение менее учетной нормы установленной органом местного самоуправления, в связи с чем, решение является правильным и соответствующим закону.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 января 2007 года №20-ЗАО «Об окружной целевой программе «Жилище» на 2006-2010 годы, постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2009 года №73-А утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – Положение).

    Указанное выше Положение определяет порядок предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы, а также формирования с 2010 года органами местного самоуправления списков молодых семей - участников окружной подпрограммы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальные выплаты.

В соответствии с п.1.3 Положения право на участие в окружной подпрограмме имеют молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

    В соответствии с п.1.4 Положения под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Акользина О.Н. составом семьи пять человек: муж Акользин Сергей Алексеевич и трое несовершеннолетних детей, состоят в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Акользины обратились с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы, предоставив все необходимые документы.

    Основания для возникновения права на получение социальных выплат, предусмотренные п.1.6 Положения у семьи Акользиных имеются.

ДД.ММ.ГГГГ семья истцов признана молодой семьей, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты средней стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

ДД.ММ.ГГГГ семье Акользиных являющейся участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы», выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья. В соответствии с условиями подпрограммы размер предоставляемой социальной выплаты составил .

    ДД.ММ.ГГГГ истцы приобрели в общую долевую собственность, по . доле на каждого члена семьи, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью . квадратных метра.

Пунктом 1.2 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2009 года №73-А, предусмотрено, что приобретаемое общая площадь приобретаемого (приобретенного) либо строящегося жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилья.

    Решением Ноябрьской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.

    ДД.ММ.ГГГГ истцы получили отказ в перечислении социальной выплаты, в связи с приобретением жилого помещения менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Судом установлено, что общая площадь приобретенной истцами квартиры составляет . квадратных метров, соответственно на долю каждого члена семьи приходится по . квадратных метров, что является меньше установленной учетной нормы на . квадратных метра. Безусловно, такая разница является крайне незначительной.

    Более того, как следует из представленных документов, в собственности троих несовершеннолетних детей Акользиных имеется комната общей площадью . квадратных метров.

    Требование законодателя о соответствии приобретаемого жилья учетной номе вызвано тем, что после получения социальной выплаты молодая семья не может являться нуждающейся в жилых помещениях, и исключается из списков участников подпрограммы. Улучшение жилищных условий молодых семей в последующем осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Имея в собственности квартиру общей площадью . квадратных метров, купив дополнительно квартиру общей площадью . квадратных метров, Акользины не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

    Положении о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденное постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2009 года №73-А, не содержит прямого запрета учитывать общую площадь жилого помещения, находящегося в собственности молодой семьи (их членов).

    Более того, в судебном заседании истцы пояснили, что намерены увеличить общую площадь приобретенной квартиры путем присоединения к ней неотапливаемых помещений - лоджии и балкона, в результате чего существующая площадь увеличиться до . квадратных метров. Намерения истцов не голословны, данная перепланировка квартиры возможна, что подтверждается справкой, выданной специализированной организацией ООО «Время Ч». Стороной ответчика не представлено возражений в части невозможности осуществления перепланировки.

    Целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, основными задачами – предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.

С учетом установленных судом обстоятельств, ссылка представителя ответчика на то, что в случае предоставления семье Акользиных социальной выплаты со стороны Администрации города Ноябрьск будет иметь место нецелевое использование денежных средств, по мнению суда несостоятельна.

Осуществив такую выплату, Администрация города Ноябрьск, тем самым, создаст семье Акользиных условия для осуществления права на жилище, что, безусловно, будет соответствовать ст.40 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии».

    Конституционная концепция принципа справедливости заключается в том, что справедливость судебного решения требует индивидуального подхода к обстоятельствам дела, а не формального применения правовых норм. Результатом осуществления правосудия является законный и справедливый судебный акт.

    Судом учитывается, что в сложившейся ситуации нарушаются права не только истцов, но и Продавца, который действуя добросовестно, заключив договор купли-продажи принадлежащей на праве собственности квартиры, в течение нескольких месяцев не может получить то, на что реально рассчитывал при заключении договора купли-продажи, а именно денежные средства от продажи квартиры. При этом, следует отметить, что заключенный договор не имеет характер предварительного, более того, переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке. Отсутствие у Акользиных за счет собственных денежных средств исполнить обязательства по оплате, объективно подтверждается.

    При изложенных обстоятельствах, защищая права истцов, что влечет за собой защиту прав иных граждан, а именно продавца жилого помещения, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Ноябрьск во исполнение свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья серия МС-О предоставить Акользиной Ольге Николаевне и Акользину Сергею Алексеевичу соответствующую социальную выплату.

    Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий: .

.

.

.