<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2011 года г.Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего, судьи Мизиновой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Абдуллиной Э.А.
с участием: помощника прокурора г.Ноябрьск Столбова С.А., представителя ответчика - администрации г.Ноябрьск- Лосевой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора города Ноябрьска действующего в защиту прав и законных интересов Плечищева В.А. к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации г. Ноябрьск о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, признании права на получение социальной выплаты
( жилищного сертификата) без передачи жилого помещения органам местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Ноябрьска в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Плечищева В.А. обратился в суд с иском к ответчикам о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, признании права на получение жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы « Жилище» без передачи жилого помещения органам местного самоуправления. В обоснование требований прокурор указал, что право Плечищева В.А. на участие в подпрограмме возникло в связи с отнесением его к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, инвалидов <данные изъяты> группы. Плечищев В.А. проживает в районе Крайнего Севера с 1985 года, жилого помещения в других регионах страны не имеет. Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, было принято решение отказать Плечищеву В.А. в предоставлении социальной выплаты в связи с нарушением условий подпрограммы и продажей принадлежащей ему 1\3 доли в праве собственности на квартиру. Прокурор г.Ноябрьска полагает, что решение окружной комиссии является незаконным, поскольку продажа истцом доли в праве собственности на жилое помещение может являться основанием для уменьшения размера социальной выплаты, но не основанием для отказа в предоставлении такой выплаты. Также указано, что передать органу местного самоуправления 2\3 доли в праве собственности истец не мог, поскольку 1\3 доли принадлежала его дочери, которая не являлась участником подпрограммы.
В судебном заседании помощник прокурора г.Ноябрьска Столбов С.А. поддержал иск по тем же основаниям.
Истец Плечищев В.А. направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на иске настаивал.
Представитель администрации г.Ноябрьска с исковыми требованиями не согласилась, указав, что истец продал принадлежащую ему долю в праве собственности на жилое помещение после обращения с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы, намеренно ухудшив свои жилищные условия.
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в суд своего представитель не направил, заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях на иск указано, что участие Плечищева В.А. в подпрограмме было добровольным, истец был ознакомлен с условиями подпрограммы, согласилась с ними. Также указано на намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий путем продажи доли в праве собственности на квартиру своей бывшей жене. Истец после продажи доли в праве собственности на квартиру не утратил права постоянного пользования жилым помещением.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя администрации г.Ноябрьска, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
В силу ст.4 ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ( далее по тексту Закон), право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из материалов дела, Плечищев В.А. прибыл в районы Крайнего Севера в 1985 году, постоянно проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет, является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию ( л.д.<данные изъяты>). Истец проживает и зарегистрирован в жилом помещении – <адрес> ( л.д.<данные изъяты>).
Так, по смыслу положений Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера, при их нуждаемости в получении жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении.
Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Плечищев В.А. отвечает требованиям, предъявляемым статьей 1 Закона к лицам, претендующим на получение жилищной субсидии.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту –подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту –Правила) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
В соответствии со ст.6 Закона « О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Эта норма полностью учтена в пункте 16.1 подпункта «в» Правил, согласно которому гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи, проживающие в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или ) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Вместе с тем, указанными Правилами не установлен механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, которые проживают совместно с членами семьи, не желающими выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Программа и Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусматривают предоставление социальной выплаты и без передачи жилья, в случае если у гражданина такового не имеется.
Анализ подпрограммы, Правил и положений Закона позволяет сделать вывод о том, что получение жилищной субсидии не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия у лица, претендующего на ее получение, жилого помещения в районах Крайнего Севера, которое подлежит передаче органу местного самоуправления, поскольку иное может быть истолковано как нарушение принципа равенства граждан перед законом.
В судебном заседании установлено, что Плечищев В.А. изъявил желание стать участником программы « Жилище» и получить жилищную субсидию на состав семьи один человека, в связи с чем 26 июня 2006 года обратился с соответствующим заявлением в администрацию г.Ноябрьска
( л.д.<данные изъяты>). 4 февраля 2010 года истец обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы ( л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с решением общественной жилищной комиссии при администрации г.Ноябрьска от 11 февраля 2011 года, Плечищев В.А. включен в состав участников подпрограммы на 2011 год, состав семьи 1 человек ( л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа № 14 от 27 декабря 2010 года, принято решение о предоставлении социальной выплаты Плечищеву В.А. при условии передачи органу местного самоуправления 2\3 доли в праве собственности на жилое помещение.
Как видно из материалов дела,19 января 2006 года на основании договора передачи жилого помещения в собственность, <адрес> была передана в порядке приватизации Плечищеву В.А., его супруге П..,их дочери П.И.В. по 1\3 доли в праве собственности ( л.д.<данные изъяты>).
6 июля 1996 года брак между Плечищевым В.А. и П.. был расторгнут ( л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с договором купли-продажи от 2 марта 2011 года ( л.д.<данные изъяты>) Плечищев В.А., его дочь П.И.В. продали свои доли в праве общей долевой собственности на вышеупомянутую квартиру П. ( л.д.<данные изъяты>).
В связи отчуждением доли в праве собственности на жилое помещение, 6 июня 2011 года Окружная комиссия по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа приняла решение отказать Плечищеву В.А. в предоставлении социальной выплаты, в связи с нарушением условий подпрограммы – продажей 2\3 доли в праве собственности на жилое помещение.
Вместе с тем, указанное решение нельзя признать правомерным, поскольку оно противоречит положениям ст.1,6 Закона и нарушает права истца.
Условие о передаче жилого помещения органу местного самоуправления, применительно к истцу в размере 2\3 доли, возможно лишь при наличии у него жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или занимаемого по договору социального найма.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец до 2 марта 2011 года являлся собственником лишь 1\3 доли в праве собственности на квартиру. Сособственниками квартиры являлись его бывшая жена П., и дочь П.И.В. Изначально, при обращении в администрацию г.Ноябрьск с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, истец не указывал П.И.В. и П. в качестве членов своей семьи, претендующих на получение социальной выплаты. Обязательств по сдаче занимаемого жилья истец на себя не принимал, так как он не является собственником всей квартиры. П. П.И.В. не изъявляли желание участвовать в подпрограмме «Жилище», право на получение жилищной субсидии за ними не признано, обязательств о передачи своего имущества в случае предоставления жилищной субсидии истцу они не давали.
Доводы ответчиков о намеренном ухудшении истцом жилищных условий, в связи с продажей своей доли в праве собственности на квартиру не могут повлиять на принятое судом решение.
Как следует из заявления Плечищева В.А. на имя прокурора ( л.д.<данные изъяты>), с 2008 года он по состоянию здоровья не может передвигаться и нуждается в постоянном уходе. Бывшая жена- П. по его просьбе осуществляет за ним уход. Его пенсии не хватает на проживание и лечение, в связи с чем, бывшая жена вынуждена тратить свои денежные средства. Он продал ей свою долю в квартире за небольшую стоимость в знак благодарности, чтобы как-то ей заплатить за заботу.
Вместе с тем, факт продажи доли в праве собственности на жилое помещение истцом может повлечь лишь уменьшение размера жилищной субсидии ( ст.6 Закона, ст.15 Правил).
При этом следует учитывать, что законодателем не предусмотрен запрет на отчуждение жилых помещений участниками подпрограммы, в данном случае, как указано выше, предусмотрен механизм уменьшения размера субсидии.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Статья 35 Конституции РФ гарантирует охрану частной собственности законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, отказ в предоставлении истцу социальной выплаты в связи с непередачей органу местного самоуправления 2\3 доли в праве общей долевой собственности, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав истца.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Право истца на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законом » без передачи жилого помещения органам местного самоуправления подлежит признанию и судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать решение Окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, оформленного протоколом № 5 от 6 июня 2011 года в части отказа в предоставлении социальной выплаты Плечищеву В.А., -незаконным.
Признать за Плечищевым В.А. право на получение жилищной субсидии (жилищного сертификата) в рамках реализации программы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы « Жилище» на состав семьи 1 человека, без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий:подпись
Копия верна.
Судья: Мизинова Л.Ю.
Секретарь суда: