О признании бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО                                                                                    7 октября 2011 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                                                                        ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания                                                               ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Ноябрьск в интересах Богдановского С.В. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о защите прав инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

    На территории города Ноябрьск создано Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Современник» (далее МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Современник»).

Прокурор города Ноябрьск обратился в суд в интересах инвалида 1 группы Богдановского С.В. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск с настоящим иском. В обоснование требований иска указано, что в здании МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Современник», расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск улица Мира дом № 78б, не созданы необходимые условия для обеспечения к нему доступа разных категорий инвалидов, в том числе, инвалидов-колясочников.

В судебном заседании помощник прокурора города Ноябрьск Столбов С.А. и истец Богдановский С.В. уточнили исковые требования, просили обязать Администрацию города Ноябрьск создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры – МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Современник», расположенным по адресу: город Ноябрьск улица Мира дом № 78б. Привели доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика – Савчук А.В. и Пашечко В.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Факт нарушения прав инвалидов не оспаривали, однако, пояснили, что устранение нарушения возможно только путем проведения реконструкции здания, финансирование на эти работы не предусмотрено.

Представитель третьего лица – МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Современник», Марченко Р.А. в судебном заседании пояснила, что поддерживает исковые требования прокурора города Ноябрьска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст. 2, 7, 15, 18, 45, 46 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Каждому гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов определяется, как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Современник» является объектом социальной инфраструктуры, к которому должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски.

О необходимости обеспечения доступности объектов социального назначения отмечается в совместном постановлении Министерства строительства РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 11 ноября 1994 года «О дополнительных мерах по обеспечению жизнедеятельности престарелых и инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений», в котором предлагается в качестве первоочередных задач при застройке обеспечивать доступность объектов соцкультбыта, предприятий торговли и транспортных сооружений для престарелых и инвалидов, где имеется в виду, прежде всего, оснащение сооружений улично-дорожной сети и объектов социальной инфраструктуры планировочными архитектурно-строительными элементами и техническими средствами, способствующими передвижению престарелых и инвалидов (специально оборудованные пешеходные пути, пандусы, подземные переходы и т.д.).

Судом установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не созданы условия, в том числе обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Современник», расположенному по адресу: город Ноябрьск улица Мира дом № 78б, а именно здание не оборудовано:

1) крыльцо или входная площадка: поручни (ограждение) при высоте площадки более 45 см.;

2) лестница наружная: не оборудована рельефной (тактильной) полосой перед маршем вверху и внизу (шириной 60 см.), поручни с двух сторон на высоте 85-95 см., горизонтальные завершения поручня вверху и внизу с нетравмирующим основанием (закруглением) не менее 30 см., контрастная окраска первой и последней ступени, нескользкое покрытие;

3) пандусом наружным уклоном H/L не более 1/12, разворотные площадки, внизу не менее 150 см. х 150 см., поручни с двух сторон: на высоте 70 см., на высоте 85-90 см., горизонтальные завершения вверху и внизу с нетравмирующим окончанием, нескользкое покрытие;

4) коридоры/холлы: разворотные площадки не менее 150 х 150 см., навесное оборудование в зоне движения, выступ не более 10 см., лестница в зону обслуживания; рельефная тактильная полоса перед маршем, вверху и внизу не менее 60 см., контрастная окраска крайней ступени, поручни с двух сторон: на высоте 85-90 см., горизонтальные завершения вверху и внизу с нетравмирующим окончанием не менее 30 см.;

     5) пандус внутренний к лестнице: с шириной марша не менее 100 см., уклоном H/L не более 1/12, разворотные площадки, вверху не менее 150 х 150 см., поручни двух сторон на высоте 70 см., на высоте 85-90 см., горизонтальные завершения вверху и внизу с нетравмирующим окончанием не менее 30 см., пандус переносной, подъемник для инвалидов, вертикальный, наклонный, эскалатор, траволатор;

6) обслуживание в кабинете № 13: габариты зоны сидения глубина не менее 120 см., зона для кресла-коляски не менее 150 х 150 см.;

7) обслуживание с перемещением по маршруту: с шириной полосы не менее 120 см., высотой оборудования (стеллаж, прилавок) 80-110 см.;

8) кабина индивидуального обслуживания: ширина и глубина не менее 160-180 см., место для сидения, крючки для костылей на высоте 120 см., выступ 12 см.;

9) зал (зрительный, читальный, ожидания и пр.): доля мест для лиц с нарушением слуха (кресла с подключением слухового аппарата) не менее 1 шт.;    .

     10) санузел: знак доступности помещения, ширина дверного проема не менее 90 см., тактильная направляющая полоса к кабине, ощутимая ногой или тростью (ширина не менее 30 см), у раковины опорный поручень, кабины: габариты не менее 180 х 165 см., опорные поручни, зона для кресло-коляски рядом с унитазом (ширина, глубина) не менее 80 х 120 см., крючки для костылей на высоте 120 см., выступ 12 см., знак доступности кабины, тактильная направляющая полоса к кабине, ощутимая ногой или тростью (ширина не менее 30 см);

11) визуальные средства информации о предоставлении услуги.

надписи: размещение на высоте не более 160 см., высота прописных букв не менее 7,5 см., освещенность;

12) тактильные средства информации о предоставлении услуги: высота размещения 60-110 см., маркировка кабинетов приема со стороны ручки - на кнопках управления лифта, на поручнях лестниц, на кабинетах санитарно-бытовых помещений;

13) текстофоны (текстовые телефоны): не менее 1 шт.;

14) телефоны с усилителем звука и увеличенными тактильными клавишами: не менее 1 шт.;

     15) таксофоны с автоматическим перемещением аппарата по высоте (АВ) или

на высоте 80см. (В);

16) речевые информаторы и маяки.

звуковой маяк у входа (динамик с радиотрансляцией): зона слышимости до 5 м.;

     17) световые текстовые табло для вывода оперативной информации.

18) территория объекта: знак доступности объекта, автостоянка расстояние до входа в здание не более 50 м., доля машино-мест для инвалидов не менее 10%, размер места со специальным знаком не менее 350 х 500 см.;

19) путь к главному (специализированному) входу в здание: не менее 180 см., указатели направления движения, декоративное ограждение, выполняющее направляющую функцию, место отдыха через 200 м.;

20) открытая лестница: поручни на высоте 85-90 см., рельефная тактильная полоса перед маршем вверху и внизу (ширина 80 см.), контрастная окраска первой и последней ступени;

21) пандус: с высотой подъема не более 0,8 м., уклоном H/L не более 1/12, поручни с двух сторон на высоте 70 см., на высоте 85-95 см..

Факт нарушений прав инвалидов по беспрепятственному доступу к объекту социальной инфраструктуры с достоверностью установлен судом, подтверждается паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры и фактически не оспаривается ответчиком.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие вышеуказанных элементов, является препятствием для доступа инвалидов, являющихся одной из самых социально уязвимых категорий населения, к объекту социальной инфраструктуры.

На основании пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Из материалов дела следует, что учредителем МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Современник» является Администрация муниципального образования город Ноябрьск.

Собственником здания, расположенного по адресу: город Ноябрьск улица Мира дом №78б, является Администрация города Ноябрьск.

Указанное здание закреплено за образовательным учреждением МОУ ДОД ЦРТДиЮ «Современник» на праве оперативного управления. Право оперативного управления учреждения зарегистрировано, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

    В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления - один из видов ограниченных вещных прав, в рамках которого собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу.

Из указанных норм материального права следует, что право оперативного управления является производным, зависимым от прав собственника и не может существовать в отрыве от этого основного права. Правомочия, составляющие право оперативного управления имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением или казенным предприятием функциями. Предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности. Все имущество полностью остается объектом права собственности учредителя.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что обязанность по устранению нарушений прав инвалидов должна быть возложена на Администрацию города Ноябрьск.

    С учетом изложенного выше суд считает, что имеются все основания возложить на ответчика обязанность по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию муниципального образования город Ноябрьск создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры - Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Современник», расположенным по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск улица Мира дом № 78б.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                              Габова Т.Н.