Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 6 октября 2011 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи ГАБОВОЙ Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ЯКИМОВОЙ Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора города Ноябрьск в интересах Богдановского С.В. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о защите прав инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Ноябрьск обратился в суд в интересах инвалида 1 группы Богдановского С.В. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск с настоящим иском. В обоснование требований иска указано, что в здании Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск улица Ленина дом № 29, не созданы необходимые условия для обеспечения к нему доступа разных категорий инвалидов, в том числе, инвалидов-колясочников.
В судебном заседании помощник прокурора города Ноябрьск Столбов С.А. и истец Богдановский С.В. уточнили исковые требования, просили обязать Администрацию города Ноябрьск создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры, расположенным по адресу: город Ноябрьск улица Ленина дом № 29 (Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск). Привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика – Амирова В.М. и Савчук А.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Факт нарушения прав инвалидов не оспаривали, однако, пояснили, что устранение нарушения возможно только путем проведения реконструкции здания, финансирование на эти работы не предусмотрено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 2, 7, 15, 18, 45, 46 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Каждому гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов определяется, как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Здание Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьск является объектом социальной инфраструктуры, к которому должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски.
О необходимости обеспечения доступности объектов социального назначения отмечается в совместном постановлении Министерства строительства РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 11 ноября 1994 года «О дополнительных мерах по обеспечению жизнедеятельности престарелых и инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений», в котором предлагается в качестве первоочередных задач при застройке обеспечивать доступность объектов соцкультбыта, предприятий торговли и транспортных сооружений для престарелых и инвалидов, где имеется в виду, прежде всего, оснащение сооружений улично-дорожной сети и объектов социальной инфраструктуры планировочными архитектурно-строительными элементами и техническими средствами, способствующими передвижению престарелых и инвалидов (специально оборудованные пешеходные пути, пандусы, подземные переходы и т.д.).
Судом установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не созданы условия, в том числе обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьск, расположенному по адресу: город Ноябрьск улица Ленина дом № 29, а именно здание не оборудовано:
крыльцо или входная площадка: поручни (ограждение) при высоте площадки более 45 см.;
лестница наружная: не оборудована рельефной (тактильной) полосой перед маршем вверху и внизу (шириной 60 см.), поручни с двух сторон на высоте 85-95 см., горизонтальные завершения поручня вверху и внизу с нетравмирующим основанием (закруглением) не менее 30 см., контрастная окраска первой и последней ступени;
пандус наружный: ширина марша не менее 100 см., поручни с двух сторон на высоте 70 см., на высоте 85-90 см., горизонтальные завершения вверху и внизу, с нетравмирующим окончанием не менее 30 см., наружный подъемник: вертикальный, наклонный, промежуточная с поворотом направления движения не менее 150 х 150 см.;
коридоры/холлы: навесное оборудование в зоне движения, выступ не более 10 см., лестница в зону обслуживания: рельефная тактильная полоса перед маршем, вверху и внизу не менее 60 см., контрастная окраска крайней ступени, поручни с двух сторон: на высоте 85-90 см., горизонтальные завершения вверху и внизу, с нетравмирующим окончанием не менее 30 см.;
пандус внутренний к лестнице: ширина марша не менее 100 см, уклоном H/L не более 1/12, разворотные площадки, вверху не менее 150 х 150см., поручни с двух сторон на высоте 70 см., на высоте 85-90 см., горизонтальные завершения вверху и внизу, с нетравмирующим окончанием не менее 30 см., пандус переносной, подъемник для инвалидов вертикальный, наклонный, мобильный, эскалатор, траволатор.
обслуживание в кабинетах №№ 105, 203, 206, 301, 303, 308, 309: ширина проемадвери в свету не менее 90 см., габариты зоны сидения, глубина не менее 120 см., зона для кресла-коляски не менее 150 х 150 см.;
обслуживание с перемещением по маршруту: с шириной полосы не менее 120 см., высотой оборудования (стеллаж, прилавок) 80-110 см.;
кабина индивидуального обслуживания: ширина и глубина не менее 160 х 180 см., место для сидения, крючки для костылей на высоте 120 см., выступ 12 см.;
зал (зрительный, читальный, ожидания и пр.): доля мест колясочников не менее 2%, ширина прохода к месту для колясочников не менее 120 см., доля мест для лиц с нарушением слуха (кресла с подключением слухового аппарата) не менее 1 шт.;
санузел: знак доступности помещения, тактильная направляющая полоса к кабине, ощутимая ногой или тростью (ширина не менее 30 см), ширина дверного проема не менее 90 см., у раковины опорный поручень;
кабины: ширина дверного проема не менее 90 см., опорные поручни, крючки длякостылей: на высоте 120 см., выступ 12 см., знак доступности кабины, тактильнаянаправляющая полоса к кабине, ощутимая ногой или тростью (30 см.);
надписи: размещение на высоте не более 160 см., высота прописных букв не менее 7,5 см.;
указатели, пиктограммы: размещение на высоте не более 200 см., высота прописных букв не менее 7,5 см., освещенность;
тактильные средства информации о предоставлении услуги: высота размещения 60-110 см., маркировка кабинетов приема со стороны ручки - на кнопках управления лифта, на поручнях лестниц, на кабинетах санитарно-бытовых помещений;
текстофоны (текстовые телефоны): не менее 1 шт.;
телефоны с усилителем звука и увеличенными тактильными клавишами:не менее 1 шт.;
таксофоны с автоматическим перемещением аппарата по высоте (АВ) илина высоте 80 см. (В);
речевые информаторы и маяки, звуковой маяк у входа (динамик радиотрансляцией): зона слышимости до 5 м.;
световые текстовые табло для вывода оперативной информации;
территория объекта: доля машино-мест для инвалидов не менее 10%, размер места со специальным знаком не менее 350 х 500 см.;
путь к главному (специализированному) входу в здание: не менее 180 см., указатели направления движения, место отдыха через 200 м.;
открытая лестница: поручни на высоте 85-90 см, рельефная тактильная полоса перед маршем вверху и внизу (ширина 80 см.), контрастная окраска первой и последнейступени; |
пандус: высота подъема не более 0,8 м., уклон H/L не более 1/12, поручни с двух сторон на высоте 70 см., на высоте 85-95см..
Факт нарушений прав инвалидов по беспрепятственному доступу к объекту социальной инфраструктуры с достоверностью установлен судом, подтверждается паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры и фактически не оспаривается ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие вышеуказанных элементов, является препятствием для доступа инвалидов, являющихся одной из самых социально уязвимых категорий населения, к объекту социальной инфраструктуры.
Собственником здания, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск улица Ленина дом № 29, является муниципальное образование город Ноябрьск.
При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по устранению нарушений прав инвалидов должна быть возложена на Администрацию города Ноябрьск.
Возражения представителя ответчика суд признает несостоятельными, поскольку отсутствие денежных средств, необходимых для проведения мероприятий по устранению имеющихся нарушений, значения для дела не имеет, и не является основанием для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности.
С учетом изложенного выше суд считает, что имеются все основания возложить на ответчика обязанность по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры.3
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию муниципального образования город Ноябрьск создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры, расположенным по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ город Ноябрьск улица Ленина дом № 29 (Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск).
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Габова Т.Н.