О признании права на получение социальной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО                                                                                27 сентября 2011 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                                                                         ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания                                                                ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кульговым Е.А. к НГДИ Администрации МО г. Ноябрьск о признании права на получение социальной выплаты в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящим иском. В обоснование требований указал, что 1 июня 2009 года между ним и ООО «Газпром добыча Ноябрьск» был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 29 июля 2009 года он совместно с супругой Кульговой Н.А. обратился к ответчику с заявлением о включении их молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». 2 сентября 2009 года они получили от ответчика письменный отказ в признании их семьи участницей подпрограммы в связи с тем, что ими якобы не в полном объеме были представлены документы, необходимые для участия в подпрограмме, в частности не был представлен договор ипотечного жилищного кредита или займа. Из представленного договора купли-продажи квартиры от 1 июня 2009 года ответчиком не усмотрен факт ипотечного кредитования, поскольку ООО «Газпром добыча Ноябрьск» не является кредитной организацией. Данный отказ считает нарушающим жилищные права его семьи. Решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 1 декабря 2009 года, вступившим в законную силу, за их семьей признано право на получение социальной выплаты в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» окружной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, их семья включена в список молодых семей участников окружной подпрограммы исходя из даты подачи заявления.

Истец в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчика – Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации муниципального образования <адрес>, в судебное заседание не явился, от них поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, возражений по существу заявленных требований не названо.

Третье лицо – Кульгова Н.А., в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель третьего лица – ООО «Газпром добыча Ноябрьск», в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменных пояснениях указывают, что не имеют возражений по существу заявленных требований.

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Участником подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

- добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;

- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы только один раз.

В соответствии с п.п. 15, 18 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению № 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);

е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

29 июля 2009 года семья Кульговых, изъявив желание быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы и воспользоваться социальной выплатой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, направленным на приобретение (строительство) жилья или строительство индивидуального жилого дома, обратилась в Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск с соответствующим заявлением, приложив к заявлению все необходимые документы.

2 сентября 2009 года ими был получен письменный отказ в признании их семьи участницей подпрограммы, поскольку документы для участия в подпрограмме представлены не в полном объеме, в частности, не представлен договор ипотечного жилищного кредита или займа.

Однако с такой позицией согласиться нельзя в силу следующего.

Система ипотечного жилищного кредитования представляет собой совокупность договорных правоотношений, возникающих в результате приобретения потребителями жилых помещений и/или земельных участков для индивидуального жилищного строительства на заемные средства, предоставленные под залог приобретаемой недвижимости, рефинансирование которых осуществляется с одновременной передачей прав залогодержателя по договору об ипотеке. Основными элементами указанной системы являются: договор купли-продажи недвижимости, договор ипотечного займа (ипотечный жилищный кредитный договор) и договор об ипотеке.

1 июня 2009 года между Кульговым Е.А. (покупатель) и ООО «Газпром добыча Ноябрьск» (продавец) был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить недвижимое имущество в виде квартиры в многоквартирном доме, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира продается за <данные изъяты>. Расчет между сторонами производится в следующем порядке: первоначальный взнос в размере <данные изъяты> покупатель оплатил продавцу до заключения настоящего договора. Оставшуюся часть стоимости квартиры в размере <данные изъяты> покупатель обязуется оплатить продавцу в течение 180 месяцев путем удержания продавцом из заработной платы покупателя ежемесячно суммы в размере <данные изъяты> с июля 2009 года по июнь 2024 года включительно. С момента государственной регистрации перехода права собственности к покупателю и до момента полной оплаты покупателем стоимости квартиры указанная квартира находится в залоге у продавца.

Из буквального толкования условий данного договора следует, что между сторонами заключен договор купли-продажи квартиры в кредит, которым предусмотрена оплата товара в рассрочку. В обеспечение обязательств по данному договору на квартиру установлена ипотека (ипотека в силу закона).

Таким образом, договор купли-продажи от 1 июня 2009 года представляет собой смешанный договор, который фактически включает в себя три элемента: договор купли-продажи недвижимости, договор ипотечного займа (ипотечный жилищный кредитный договор) и договор об ипотеке.

Учитывая изложенное, а также то, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит ограничений относительно того, что договор ипотечного жилищного кредита или займа должен быть заключен именно с кредитной организацией, суд находит исковые требования Кульгова Е.А. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Кульговым Е.А., Кульговой Н.А. и несовершеннолетними детьми Ф 1, 10 февраля 1999 года рождения, Ф 2, 23 ноября 2007 года рождения, право на получение социальной выплаты в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                               Габова Т.Н.