О возложении обязанности включить в состав участников программы по обеспечению жильем



           Р Е Ш Е Н И Е

         Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 года                                      г.Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи                                    ЧАЩИНА В.Н.,

при секретаре судебного заседания                                                  ПОПЕНОВОЙ Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джабраилова Д.Я. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьска об устранении нарушений прав и возложении обязанности включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,-

УСТАНОВИЛ :

Истец обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации г. Ноябрьск об оспаривании бездействия Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, о понуждении Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО устранить нарушение прав истца, включении истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году. В обоснование требований указал, что право семьи Джабраилова Д.Я.о. на участие в подпрограмме возникло в связи с отнесением их к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, постоянно проживающих в данном районе с 1990 года. Все условия участия в Подпрограмме ими выполнены, обязательство о сдаче в муниципальную собственность жилья имеется, однако Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО в предоставлении выплаты отказано.

Ответчиком – НГДИ администрации МО г. Ноябрьск были предоставлены возражения на иск, суть которых сводится к следующему. Администрация г.Ноябрьска не уполномочена решать вопросы, связанные с предоставлением социальных выплат. 01 февраля 2011 года на окружной комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО было рассмотрено учетное дело Джабраилова Д.Я.о. и было принято решение о предоставлении социальной выплаты на состав семьи 2 человека при условии предоставления обязательства о передаче занимаемого жилого помещения. Однако вместо обязательства, был предоставлен договор купли-продажи дома, в соответствии с которым истце продал дом своей дочери. 10 марта 2011 года учетное дело истца вновь было рассмотрено на заседании окружной комиссии, по результатам которой     было принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в текущем году. После принятия решения окружной комиссией от 10 марта 2011 года вновь представленные документы истца окружной комиссией не рассматривались, ввиду отсутствия оснований для пересмотра.

Ответчиком – Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО предоставлены письменные возражения на иск. С иском не согласны по тем же основаниям, которые указаны в возражениях НГДИ. Считают, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав дом дочери за <данные изъяты>

Истец в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО включить его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году.

Ответчики в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в отсутствие их представителей.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В силу ст.4 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Ответчиками не оспаривается, что Джабраилов Д.Я.о. отвечает требованиям, предъявляемым статьей 1 ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» к лицам, претендующим на получение жилищной субсидии.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (по тексту – подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (по тексту –Правила) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии со ст. 6 Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Эта норма полностью учтена в пункте 16.1 подпункта «в» Правил, согласно которому гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи, проживающие в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

    В судебном заседании установлено, 24 мая 2010 года Джабраилов Д.Я.о. подал в орган местного самоуправления заявление о включении его в состав участников Подпрограммы, в котором он обязался выполнять все условия участия в Подпрограмме, в том числе, и в части безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.

           01 февраля 2011 года на рассмотрении комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО, было рассмотрено учетное дело Джабраилова Д.Я.о. и принято решение о предоставлении социальной выплаты на состав семьи – два человека (в том числе жену) при условии предоставления обязательства о передаче занимаемого жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец 25 октября 2010 года на основании договора купли-продажи продал индивидуальный жилой дом с земельным участком своей дочери – Т.Д,. за <данные изъяты>. Ввиду чего, 10 марта 2011 года учетное дело истца было вновь рассмотрено на заседании окружной комиссии, по результатам которой принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в текущем году. 11 апреля 2011 Джабраилов Д.Я.о. обратился с заявлением на имя первого заместителя Департамента строительства и жилищной политики Н.М. Холодовского, с просьбой предоставить государственный жилищный сертификат в 2011 году на состав семьи три человека, в том числе дочь – Т.Д, 12 апреля 2011 года Джабраилов Д.Я.о. дал обязательство о сдаче в муниципальную собственность жилого помещения - <данные изъяты> принадлежащее его дочери на праве собственности, в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата.

В соответствии с п. 44 Правил, при получении государственного жилищного сертификата гражданин - участник подпрограммы должен предоставить в числе других документов обязательство о сдаче жилья.

В случае, если участник Подпрограммы при получении государственного жилищного сертификата нарушил данные условия, то в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ вправе отказать ему в выдаче государственного жилищного сертификата.

Доводы представителя ответчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО о намеренном ухудшении истцом жилищных условий, в связи с продажей дома своей дочери Джабраиловой Т.Д.к. не могут повлиять на принятое судом решение.

Как следует из материалов дела, дочь истца Джабраилова Т.Д.к. изъявила желание стать участницей Подпрограммы, дала свое согласие на сдачу жилья.

           В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Таким образом, отказ в предоставлении истцу социальной выплаты в связи с непередачей органу местного самоуправления жилого помещения, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав истца и его семьи.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд

                                                       РЕШИЛ:

Исковое заявление Джабраилова Д.Я. удовлетворить.

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа включить Джабраилова Д.Я. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на получение государственного жилищного сертификата в 2012 году.

          Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

    Решение суда в окончательной форме постановлено 09 сентября 2011 года.

Судья                                    В.Н. Чащин