Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 24 октября 2011 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи ЧАЩИНА В.Н.,
при секретаре судебного заседания ПОПЕНОВОЙ Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора города Ноябрьск в интересах Богдановского С.В. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры - муниципальным учрежденем здравоохранения «Психоневрологический диспансер»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Ноябрьск обратился в суд в интересах инвалида 1 группы Богдановского С.В. к Администрации муниципального образования город Ноябрьск с настоящим иском. В обоснование требований иска указано, что в здании муниципального учреждения здравоохранения «Психоневрологический диспансер», не созданы необходимые условия для обеспечения к нему доступа разных категорий инвалидов.
Истец Богдановский С.В. в судебное заседание не явился.
В судебном заседании помощник прокурора города Ноябрьск Столбов С.А. уточнил исковые требования, просил обязать Администрации МО г. Ноябрьск обеспечить доступ для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры – МУЗ «Психоневрологический диспансер».
Представитель ответчика Шевцова В.С., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласна. Факт нарушение прав инвалидов не оспаривает, указанные нарушения будут устранены Администрацией МО г. Ноябрьск.
Представитель третьего лица – главный врач МУЗ «Психоневрологический диспансер» Ирошников В.И. с иском согласился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов определяется, как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Здание МУЗ «Психоневрологический диспансер» является объектом социальной инфраструктуры, к которому должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски.
О необходимости обеспечения доступности объектов социального назначения отмечается в совместном постановлении Министерства строительства РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 11 ноября 1994 года «О дополнительных мерах по обеспечению жизнедеятельности престарелых и инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений», в котором предлагается в качестве первоочередных задач при застройке обеспечивать доступность объектов соцкультбыта, предприятий торговли и транспортных сооружений для престарелых и инвалидов, где имеется в виду, прежде всего, оснащение сооружений улично-дорожной сети и объектов социальной инфраструктуры планировочными архитектурно-строительными элементами и техническими средствами, способствующими передвижению престарелых и инвалидов (специально оборудованные пешеходные пути, пандусы, подземные переходы и т.д.).
Судом установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – МУЗ «Психоневрологический диспансер», а именно здание не оборудовано:
крыльцом или входной площадкой: поручни (ограждение) при высоте площадки более 45 см;
лестница наружная не оборудована рельефной (тактильной) полосой перед маршем вверху и внизу (шириной 60 см), поручни с двух сторон на высоте 85-95 см, горизонтальные завершения поручня вверху и внизу с нетравмирующим основанием (закруглением) не менее 30 см;
пандус наружный, поручни с двух сторон на высоте 70 см, на высоте 85-90 см, горизонтальные завершения вверху и внизу, с нетравмирующим окончанием не менее 30 см, наружный подъемник: вертикальный, наклонный;
коридоры/холлы: навесное оборудование в зоне движения, выступ не более 10 см, рельефная тактильная полоса перед маршем, вверху и внизу (ширина 60 см), поручни с двух сторон на высоте 85-90 см, горизонтальные завершения вверху и внизу, с нетравмирующим окончанием на менее 30 см;
Пандус внутренний к лестнице: поручни с двух сторон на высоте 70см., на высоте 85-90см., горизонтальные завершения вверху и внизу, с нетравмирующим окончанием не менее 30см., пандус переносной, подъемник для инвалидов вертикальный, наклонный, мобильный, эскалатор, траволатор;
Зал (зрительный, читальный, ожидания и пр.): доля мест колясочников не менее 2%, ширина прохода к месту для колясочников не менее 120см., доля мест для лиц, с нарушением слуха (кресла с подключением слухового аппарата) не менее 1шт.;
Санузел: знак доступности помещения, тактильная направляющая полоса к-кабине, ощутимая ногой или тростью (ширина не менее 30см), у раковины опорный;поручень, знак доступности кабины, тактильная направляющая полоса к кабинетуощутимая ногой или тростью (ширина не менее 30см);
Тактильные средства информации о предоставлении услуги: высота размещения 60-110 см., маркировка кабинетов приема со стороны ручки - на кнопках управления лифта, на поручнях лестниц, на кабинетах санитарно-бытовых помещений;
Текстефокы (текстовые телефоны): не менее 1шт.;
Телефоны с усилителем звука и увеличенными тактильными клавишами:не менее 1 шт.;
Таксофоны с автоматическим перемещением аппарата по высоте (АВ) илина высоте 80см. (В);
Речевые информаторы и маяки, звуковой маяк у входа (динамик с радиотрансляцией): зона слышимости до 5м.;
Световые текстовые табло для вывода оперативной информации.
Территория объекта: автостоянка посетителей: расстояние до входа в здание не более 50м, доля машино-мест для инвалидов не менее 10%, размер места со специальным знаком не менее 350 х 500см., открытая лестница: поручни на высоте 85-90см, рельефная тактильная полоса перед маршем вверху и внизу (ширина 80см.), контрастная окраска первой и последней ступени, пандус - поручни с двух сторон на высоте 70см., на высоте 85-95см.
Факт нарушений прав инвалидов по беспрепятственному доступу к объекту социальной инфраструктуры с достоверностью установлен судом, подтверждается паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры № 2.1 от 25.10.2010 и фактически не оспаривается ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие вышеуказанных элементов, является препятствием для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
Собственником здания МУЗ «Психоневрологический диспансер» является муниципальное образование город Ноябрьск.
При таких обстоятельствах суд считает, что обязанность по устранению нарушений прав инвалидов должна быть возложена на Администрацию города Ноябрьск.
С учетом изложенного выше суд считает, что имеются все основания возложить на ответчика обязанность по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию муниципального образования город Ноябрьск создать условия для беспрепятственного пользования инвалидами объектом социальной инфраструктуры – зданием муниципального учреждения здравоохранения «Психоневрологический диспансер».
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Чащин