О предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ноябрьск ЯНАО                                                                                  21 октября 2011 года

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                                                                        ГАБОВОЙ Т.Н.,

при секретаре судебного заседания                                                               ЯКИМОВОЙ Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Ноябрьск в интересах Е. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрации муниципального образования город Ноябрьск о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Ноябрьск, действуя в интересах Е., обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрации муниципального образования город Ноябрьск о предоставлении вне очереди жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., на условиях договора социального найма. В обоснование требований иска указано, что Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать – Г., решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец юридически отсутствует. Е. не имеет жилого помещения, закрепленного за ней, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора города Ноябрьск Докийчук Е.В. и Е. на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, пояснили, что в собственности, на условиях договора социального найма жилого помещения у Е. не имеется, жилье за ней не закреплялось. Е. зарегистрирована по месту жительства по месту нахождения МУ «Детский дом «Семья». Е. будучи выпускницей МУ «Детский дом «Семья» вынуждена с новорожденным ребенком проживать временно у разных знакомых.

Представитель ответчика – Правительства ЯНАО, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представили возражения на иск, в которых указано, что в соответствии со ст. 16 Закона ЯНАО № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам. Данный порядок установления очередности среди одной категории граждан, имеющих одинаковые права на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, соответствует нормам федерального законодательства и осуществляется во избежание нарушений действующего законодательства при предоставлении жилых помещений. Е. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена органом местного самоуправления в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании списка органа местного самоуправления Е. включена в Список № 3 на 2011 год под номером 48. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности, установленной Списком № 3, Е. не имеет и подлежит обеспечению жильем в установленном законом порядке по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав Е. со стороны Правительства ЯНАО не допущено. Кроме этого, Правительством ЯНАО в собственность автономного округа приобретена однокомнатная квартира, общей площадью 38,3 кв.м., расположенная по адресу: город Ноябрьск <адрес>. Данная квартира распределена Е., в настоящее время осуществляется процедура заключения с ней договора социального найма.

Представитель ответчика - Администрации МО г. Ноябрьск, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представили возражения на иск, суть которых сводится к тому, что Администрация МО г. Ноябрьск является ненадлежащим ответчиком в данном споре, поскольку не наделена государственными полномочиями в части обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Статьей 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, из жилищного фонда автономного округа имеют право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статьей 16 и 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По договору социального найма жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи категориям граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам.

Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на лицо, относящееся к указанной категории граждан.

Из материалов дела видно, что Е. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как ее мать – Г., решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец юридически отсутствует. Е. не имеет жилого помещения, закрепленного за ней, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, в том числе в льготном Списке № 3 (внеочередное получение жилья).

Соответственно в силу действующего законодательства Е. имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма.

Право Е. на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма фактически не оспаривается ответчиками.

Как указывалось судом выше, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют сведения о наделении Администрации МО г. Ноябрьск в установленном законом порядке государственными полномочиями в части обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком в данном споре является Правительство ЯНАО. Как следует из текста возражений, Правительством ЯНАО указанное обстоятельство не оспаривается.

Таким образом, обязанность по предоставлению Е. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте муниципального образования город Ноябрьск, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., следует возложить именно на Правительство ЯНАО.

Доводы Правительства ЯНАО, изложенные в возражениях на иск, не могут повлечь за собой отказ в иске.

Часть 2 статьи 57 ЖК РФ, в том числе пункт 2 части 2, не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 ЖК Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правительством ЯНАО суду представлен государственный контракт № 155 от 12 сентября 2011 года о приобретении в собственность автономного округа однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: город Ноябрьск <адрес>. Однако доказательств распределения указанной квартиры именно Е. не представлено.

В этой связи доводы ответчика об отсутствии спора между сторонами не могут быть приняты судом во внимание.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Е., <данные изъяты> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального образования город Ноябрьск, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м..

Прокурору города Ноябрьск в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования город Ноябрьск отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                            Габова Т.Н.