о признании права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения органам местного самоуправления



                                                /.../

                           Р Е Ш Е Н И Е

                                                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года                                         г.Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего,

Судьи                                                             Мизиновой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания                                                   Ильиной Е.Н..

с участием: помощника прокурора г.Ноябрьск Векшиной Е.В., истца Надъярного С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ноябрьска, действующего в защиту прав и законных интересов Надъярного С.К. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации г. Ноябрьск о признании права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения органам местного самоуправления,

                           у с т а н о в и л :

Прокурор г.Ноябрьска в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Надъярного С.К. обратился в суд с иском к ответчикам о признании за истцом права на получение жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы « Жилище» без передачи жилого помещения органам местного самоуправления. В обоснование требований помощник прокурора г.Ноябрьска указал, что право Надъярного С.К. на участие в подпрограмме возникло в связи с отнесением его к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, /.../ которых наступила вследствие трудового увечья. Надъярный С.К. проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, он не имеет. Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, было принято решение о предоставлении истцу жилищного сертификата при условии передачи занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность. Однако, решение окружной комиссии в части возложения обязанности по передаче жилого помещения нарушает жилищные права истца и не может быть исполнено, поскольку квартира, в которой проживает Надъярный С.К., принадлежит его сыну – А.С. который в свою очередь не изъявил желание участвовать в программе получения государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании помощник прокурора г.Ноябрьск, Векшина Е.В., просила признать право Надъярного С.К. на получение государственного жилищного сертификата без передачи жилого помещения, принадлежащего сыну истца, органам местного самоуправления.

Истец Надъярный С.К. на исковых требованиях настаивал.

Третье лицо Надъярная Л.М. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель администрации г.Ноябрьска в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве с иском не согласился, указывая, что сын истца применительно к условиям подпрограммы является членом семьи Надъярного С.К., а соответственно на него распространяются все положения закона о предоставлении жилищных субсидий. Также указано, что администрация г.Ноябрьска обеспечивает только прием необходимых документов от граждан и направляет их в уполномоченный орган государственной власти для принятия решения.

Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, направил в суд письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку участие Надъярного С.К. в подпрограмме было добровольным, истец был ознакомлен с условиями подпрограммы, согласился с ними. В жилом помещении своего сына Надъярный С.К. имеет постоянное право пользования, соответственно на него распространяются все положения подпрограммы.

Выслушав пояснения помощника прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст.4 ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту –подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту –Правила) федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии со ст.6 Закона « О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Эта норма полностью учтена в пункте 16.1 подпункта «в» Правил, согласно которому гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи, проживающие в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или ) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Вместе с тем, указанными Правилами не установлен механизм регулирования правовых отношений, связанных с предоставлением социальных выплат гражданам-участникам подпрограммы, которые проживают совместно с членами семьи, не желающими выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В судебном заседании установлено, что Надъярный С.К. постоянно проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет; является /.../ вследствие /.../, жилых помещений принадлежащих ему на праве собственности либо занимаемых по договору социального найма, он не имеет.

    Надьярный С.К. изъявил желание стать участником программы « Жилище» и получить жилищную субсидию на состав семьи два человека, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратился с соответствующим заявлением в администрацию г.Ноябрьска.

    В соответствии с протоколом заседания общественной жилищной комиссии при администрации г.Ноябрьска от 15 апреля 2010 года, Надъярный С.К. включен в состав участников подпрограммы на 2011 год, составом семьи два человека, включая супругу Надъярную Л.М.( л.д./.../).

В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года, принято решение о предоставлении Надъярному С.К. социальной выплаты при условии передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления ( л.д./.../).

Однако, условие о передаче жилого помещения органу местного самоуправления, применительно к истцу, возможно лишь при наличии у него жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или занимаемого по договору социального найма.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, истец проживает и зарегистрирован в <адрес>. Право собственности на указанную квартиру принадлежит сыну истца -А.С. ( л.д./.../). При обращении в администрацию г.Ноябрьск с заявлением о включении в состав участников подпрограммы, истец не указывал А.С. в качестве члена своей семьи, претендующего на получение социальной выплаты. Обязательств по сдаче занимаемого жилья истец на себя не принимал, так как квартира не принадлежит ему по праву собственности, и он не пользуется жильем по договору социального найма. Сын истца не изъявлял желание участвовать в подпрограмме «Жилище», право на получение жилищной субсидии за ним не признано, обязательств о передачи своего имущества в случае предоставления жилищной субсидии его родителям не давал.

    Истец пояснил, что несмотря на проживанием с сыном в одном жилом помещении, А.С. менять место жительства не намерен, поскольку постоянно проживает и работает в г.Ноябрьске.

    В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Статья 35 Конституции РФ гарантирует охрану частной собственности законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

    Таким образом, возложение на Надъярного С.К. обязательства о сдаче жилья собственником которого является его сын, не признанный участником подпрограммы, но проживающий в одном жилом помещении с истцом, повлечет за собой нарушение гарантированных жилищных прав истца и права собственника жилого помещения.

    В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

    Право истца на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законом » без передачи жилого помещения органам местного самоуправления подлежит признанию и судебной защите.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд

                 р е ш и л :

Признать за Надъярного С.К. право на получение жилищной субсидии (жилищного сертификата) в рамках реализации программы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в составе целевой программы « Жилище» на состав семьи 2 человека, без передачи занимаемого жилого помещения органам местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий:подпись

/.../

/.../

/.../