о признании права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения органу местного самоуправления



                                         /..../

                    Р Е Ш Е Н И Е

                                                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011 года                                          г.Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе: председательствующего судьи                                             Мизиновой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания                                                    Якимовой Л.В.

с участием: истца Ивженко Н.Н., помощника прокурора г.Ноябрьск Векшиной Е.В., представителя ответчика -администрации г.Ноябрьск, Лосевой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ноябрьска, действующего в интересах Ивженко Н.Н. к администрации г.Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения органу местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Ноябрьска в порядке ст. 45 ГПК РФ действуя в защиту прав и законных интересов Ивженко Н.Н. обратился в суд с иском к ответчикам о признании за истцом права на получение жилищной субсидии в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы « Жилище» без передачи жилого помещения органам местного самоуправления. В обоснование требований указано, что Ивженко Н.Н. проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет, является /..../. Окружной комиссией по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, было принято решение о предоставлении истцу жилищного сертификата при условии передачи доли в праве собственности на квартиру    органу местного самоуправления. Прокурор г.Ноябрьск считает, что решение окружной комиссии в части возложения обязанности по передаче доли в праве собственности на жилое помещение нарушает жилищные права и не может быть исполнено, поскольку Ивженко Н.Н. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое находится в общей долевой собственности истца и его бывшей супруги ФИО

В судебном заседании помощник прокурора г.Ноябрьск Векшина Е.В. просила признать право Ивженко Н.Н. на получение государственного жилищного сертификата без передачи органу местного самоуправления 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение принадлежащее истцу. В обоснование пояснила, что передача истцом 1\2 доли в праве собственности на квартиру органу местного самоуправления повлечет невозможность использования жилого помещения в будущем двумя собственниками.

Истец Ивженко Н.Н. поддержал иск и пояснил, что он не желает передавать принадлежащую ему долю в праве собственности на квартиру органу местного самоуправления, поскольку предоставленной социальной выплаты ему не хватит для приобретения и ремонта жилого помещения. В будущем он намерен продать свою долю в праве собственности на квартиру, а полученные денежные средства вложить в благоустройство квартиры, которая будет приобретена по жилищному сертификату.

Представитель администрации г.Ноябрьска с иском не согласилась, указывая, что истец является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение. Передача гражданином органу местного самоуправления принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, в том числе долевой, является обязательным условием, предусмотренным подпрограммой.

Представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО направил в суд письменный отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку истец является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение и в случае предоставления социальной выплаты обязан передать принадлежащее ему жилое помещение органу местного самоуправления. Истец изъявил добровольное участие в подпрограмме, согласившись с условиями подпрограммы. Полагает, что права истца в рамках подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата не нарушены, а реализация администрацией г.Ноябрьск права собственности на 1\2 долю при исполнении истцом своих обязательств не является предметом рассмотрения настоящего спора.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.4 ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищной субсидии удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ( по тексту -подпрограмма) федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы ( по тексту – Правила) "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

В соответствии с пунктом 16.1 подпункта «в» Правил, гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или ) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В судебном заседании установлено, что Ивженко Н.Н. постоянно проживает в районе Крайнего Севера более 15 лет; является /..../, зарегистрирован в жилом помещении – <адрес>. Указанная квартира находится в общей долевой собственности истца и его бывшей супруги ФИО по 1\2 доли в праве (л.д. ).

    Ивженко Н.Н. изъявил желание стать участником программы « Жилище» и получить жилищную субсидию на состав семьи один человек, в связи с чем, 06 мая 2010 года обратился с соответствующим заявлением в администрацию г.Ноябрьска. Как следует из заявления, Ивженко Н.Н. с условиями подпрограммы ознакомлен и дал обязательство их исполнять, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность.

    В соответствии с протоколом заседания окружной комиссии по вопросам социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 февраля 2010 года, принято решение о предоставлении Ивженко Н.Н. социальной выплаты при условии передачи 1\2 доли в праве общей долевой собственности в занимаемом жилом помещении органу местного самоуправления.

Согласно ст. 6 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора, а жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается органу государственной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

В соответствии со ст.16.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года ( в редакции от 21. 12.2009 года) « О некоторых вопросах реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010 годы, норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: гражданин – участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином-участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащим ему и ( или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Пунктом 44 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что для получения жилищного сертификата гражданин-участник подпрограммы представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6,- в случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Таким образом, передача гражданином органу местного самоуправления принадлежащего ему жилого помещения на праве собственности, в том числе и долевой, является обязательным условием, которое предусмотрено федеральным законодательством.

Как следует из пояснений Ивженко Н.Н. он не намерен передавать органу местного самоуправления 1\2 доли в праве собственности на <адрес>    и желает сохранить за собой право собственности наряду с получением социальной выплаты.

Указанная позиция противоречит закону.

Кроме того, заслуживает внимания и позиция Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в части отсутствия у истца правовых препятствий для реализации права собственности при отчуждении 1\2 доли на квартиру в пользу органа местного самоуправления.

Право Ивженко Н.Н., как участника долевой собственности, распорядиться своим имуществом регулируется ст.ст. 246,247,250,252 ГК РФ, а реализация этого права, безусловно, зависит от волеизъявления самого истца.

    Таким образом, обстоятельств, указывающих на нарушение прав истца при предоставлении жилищной субсидии, судом не установлено, а соответственно не имеется оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,67,194-198 ГПК РФ, суд

             р е ш и л :

Иск прокурора г.Ноябрьска, действующего в защиту интересов Ивженко Н.Н. к администрации г.Ноябрьска, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на получение жилищной субсидии без передачи жилого помещения( доли в праве собственности на жилое помещения) органу местного самоуправления, -оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий:подпись

/..../

/..../

/..../